Энциклопедия искусства
face face
seperator Картину юной художницы продали на аукционе за 250 000 рублей
Скульптура богини Флоры разрушилась
Новости :: Комментарии (0)

Современное искусство нуждается в реставрации не меньше классического. Задачи по его сохранению и реставрации  имеют свою специфику.

Современное искусство испытывает потребность в реставрации

Современное искусство.

 

Пластиковые контейнеры, лампочки, цемент, мешки для мусора, органические материалы, – выбор материалов, которые художники используют в своем творчестве, поистине безграничен. И почти так же безграничен выбор действий, необходимых для сохранения, а иногда и реставрации произведений искусства. Картины, арт-объекты и перформансы часто рождаются на один день, тем не менее они должны противостоять разрушительному воздействию времени, чтобы и дальше нести людям свой революционный смысл.

«Когда меня спрашивают, кто я по профессии, мой ответ обычно удивляет: я реставрирую новые произведения. Неужели современные работы уже нуждаются в реставрации?» – улыбается Изабелла Виллафранка Суассон, директор миланского ателье Open Care, которое специализируется на транспортировке, консервации и реставрации произведений применительно к современному искусству. Изабелла является одним из ведущих мировых специалистов в этой области, автором недавно вышедшей книги «В действии», посвященной данной проблеме. А ответ на вопрос, нужно ли реставрировать современные работы, увы, положительный: в Музее современного искусства (MoM) в Нью-Йорке более 3 000 работ не могут быть выставлены из-за плохого состояния.

Виллафранка Суассон получила классическое образование реставратора, но при этом увлекалась химией и музееведением. «Эксперименты художников с материалами, конечно же, начались в конце XIX века; в последние 60 лет они набирали обороты, и теперь университетский курс реставрации необходимо все больше дополнять знаниями в области химии, физики и даже философии», – рассказывает она.

Вскоре после института Суассон заинтересовалась материалами, прежде всего синтетическими, которые массово использовались в прошлые десятилетия, а теперь приходят в негодность. «Некоторые из этих материалов были в ходу в 1960–1970-х годах и сегодня не применяются. Они производились в промышленных масштабах, а потом их перестали выпускать. Это особенно усложняет нашу работу, ведь не осталось ни их формул, ни какой-либо информации о них», – объясняет реставратор.

Основные инструменты, позволяющие разобраться, как сохранить и отреставрировать современные произведения искусства, – это наука и, конечно же, история искусства. А еще философия. Были ли они созданы на века? Имеют ли коллекционеры право остановить процесс разрушения, который, возможно, был предусмотрен автором? Действительно ли искусство по-прежнему должно выдерживать испытание временем? «Порой интересы художника и коллекционера могут не совпадать, – говорит Изабелла. – И здесь мы тоже должны выступать как посредники. Возьмем, к примеру, общественную коллекцию – на ее приобретение пошли народные деньги. Конечно, нужно уважать замысел художника, но может ли хранитель коллекции допустить разрушение художественных ценностей?»

Обычный реставратор никогда не имеет дела с живым художником. А вот Изабелла постоянно общается с авторами произведений. «Последнее слово всегда остается за мастером, но нам следует избегать ситуаций, когда художники сами реставрируют свои работы: очень часто они вносят в них исправления, сильно их переделывают и очень серьезно меняют, так что вещь может потерять свой первоначальный вид. Как ни парадоксально, в прошлом такое случалось сплошь и рядом. Именно поэтому мы должны быть посредниками между ними, способными улавливать авторские намеки и применять их в произведениях, сохраняя аутентичность».

И традиционные, и современные реставраторы в своей работе опираются на одни и те же принципы в плане методологии, глубокого предварительного анализа и уважения к произведению искусства: каждое действие должно быть обратимым. Но реставратору современного искусства приходится иметь дело с новыми видами коллекционирования, новыми профессиональными ролями, меняющимися взаимоотношениями, нравственными принципами и методами консервации.

В записи нет меток.
seperator

Оставить комментарий