Энциклопедия искусства
face face
seperator Искусство капиталистических стран ХХ в.
Искусство Болгарии
Изобразительное искусство :: Комментарии выключены

Париж. 1889 год. Всемирная выставка, демонстрирующая новейшие достижения в науке, технике, искусстве. Территорию выставки и весь город можно осмотреть с верхней площадки 300-метровой металлической башни, сооруженной специально к открытию выставки.

Зарубежная архитектура ХХ в.
Зарубежная архитектура ХХ в.


Многие писатели, художники и архитекторы, поклонявшиеся канонам античности и ренессанса, резко выступили тогда против строительства башни по проекту инженера Александра Гюстава Эйфеля (1832—1923). Однако прошло немного лет, и Эйфелева башня стала эмблемой современного Парижа, а ее динамичный силуэт, изящество и мощь и сегодня никого не оставляют равнодушным.
В конце XIX в. развитие общества потребовало резкого расширения промышленного, транспортного, а также жилищного строительства, вызвало к жизни новые типы зданий: вокзалы, банки, универмаги, институты, выставочные павильоны. Появились новые конструкции из стали и железобетона, которые позволяли возводить колоссальные мосты и ангары, быстро монтировать каркасы небоскребов, создавать невиданные дотоле формы сооружений и их детали.
Нелегко было преодолеть силу традиций. Первые небоскребы появились в США еще в конце XIX в., но в какие только «одежды» их не одевали: гостиница — готический собор, банк — увеличенная до смешного итальянская вилла, универмаг — романская аркада. В эти годы начался творческий путь выдающегося архитектора-новатора Франка Ллойда Райта (1869—1959), но и он долгие годы не решался отказаться от орнамента, от скатных крыш, от громоздкой мебели. Французский архитектор Огюст Перре (1874—1954) был одним из пионеров железобетона, но формы многих его зданий стилизованы под готику или классический ордер.
В архитектуре Европы перемены начались после первой мировой войны. Передовые архитекторы, движимые гуманными стремлениями преодолеть недостаток жилья, усиленный войной, стали думать над тем, как удешевить и упростить строительство, внедрить в него методы массового промышленного производства.
Одна из наиболее ярких фигур в современной архитектуре — Шарль Эдуард Жаннере
(1887—1965), известный под псевдонимом Ле Корбюзье. Он мечтал о городах свободных и счастливых людей, но в капиталистическом обществе осуществить грандиозные гуманные замыслы он не мог. Годами Ле Корбюзье ничего не строил или строил виллы богачей, в которых мог воплотить разве что свои художественно-пространственные искания. Горожанин должен быть ближе к природе — заявлял Ле Корбюзье и проектировал многоэтажные дома, где каждая квартира имеет просторную озелененную террасу, где шум из одной квартиры не может проникнуть к соседям, где внутренние лестницы и балконы разнообразят пространство квартиры, а большая часть шкафов встроена в стены, что как бы расширяет комнаты. Такая квартира была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1925 г.

Метки:
seperator

Комментарии закрыты.