Энциклопедия искусства
face face
seperator В.И.Мухина
Мемориальный ансабль в Берлине
Изобразительное искусство :: Комментарии выключены

В 1945 г. в Польше в полуразрушенном Кракове была открыта небольшая выставка работ солдата З. Т. Толкачева (р. 1903) — художника из Киева. Это были документальные зарисовки, сделанные на служебных бланках концентрационного лагеря Освенцим, где фашисты замучили сотни тысяч мирных людей.

Советское искусство 1941-1945 гг.
Советское искусство 1941-1945 гг.

Страшные своей правдивостью рисунки польское правительство представило как одно из свидетельств в деле о зверствах гитлеровцев. Один из польских литераторов писал тогда:«Работы Толкачева — это фрагменты, куски, отрывки трагедии. Это документ величайшего в мире злодейства. Величайших страданий. Величайшего героизма».
Советское искусство 1941 —1945 гг.— это летопись народной войны, исторический документ исключительной важности. Его основные черты — документальность и публицистичность: трудно было оставаться спокойным в эти грозные для Родины дни.
Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боев, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б. Е. Ефимова и других художников. В опасное для страны время, как и в эпоху гражданской войны, плакат снова занял одно из ведущих мест в искусстве. На первых порах некоторые плакаты очень сильно напоминали те, что 20 лет назад звали под знамена Красной Армии. Так, одна из популярных работ этих лет — «Родина-мать зовет» (1941) И, М. Тоидзе (р. 1902), на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество, по композиции и по цвету напоминала прославленный плакат Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?», созданный в годы гражданской войны. Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.
В течение первых месяцев войны на помощь признанным плакатистам пришли многие живописцы, скульпторы и графики, которые раньше никогда не делали плакатов. Но сейчас это было главным, и художники занялись новым для себя делом.
В конце 1941 г. по примеру «Окон РОСТА» были организованы «Окна ТАСС», над которыми совместно работали известные поэты, художники и мастера художественной фотографии...
Большую роль сыграли агитплакаты в осажденном Ленинграде. Плакаты выпускались и в других городах, при политуправлениях фронтов и армий.
История боев, фронтовой быт предстают перед нами в произведениях военных художников студии имени Грекова. Эти художники ездили по фронтам, принимая участие в военных действиях, они воссоздавали в своих картинах сцены боев, образы героев-солдат.

Метки:
seperator

Комментарии закрыты.