Энциклопедия искусства
face face
seperator Ференц Лист
Фридерик Шопен
Музыка :: Комментарии выключены

«Польского крестьянина песней можно заманить на край света. Увлечение песней, музыкой, а в особенности танцами составляет коренное свойство народа... Танцы внесли в музыку песен те черты и краски, по которым легко узнается польский народный стиль», — вот что писал о характерных чертах музыкальной культуры своего народа один из польских критиков.

Музыка Польши
Гитара.


Польские песни — бытовые, крестьянские, исторические — отличаются «певучестью от сердца к сердцу идущей мелодии». Многие песенные напевы носят танцевальный характер. И это не случайно — еще с незапамятных времен польский народ любил танцы. Древнейший из них — полонез, его называли «великим». В придворной среде танец превратился в пышное торжественное шествие, которым открывались балы. Кроме полонеза, популярны были в Польше мазурка (мазур) и краковяк (танец рыцаря и его оруженосца).
Странствующие актеры и музыканты давали небольшие представления, исполняли песни и танцы, играли на различных инструментах. Очень распространены были волынка, свирель, гусельки и трехструнная скрипка, сделанная руками народных умельцев.
Первый известный польский композитор — Миколай Радомский жил в первой половине
XV в. Он писал сочинения для голоса с инструментальным сопровождением.
Состоятельные шляхтичи стремились завести свой театр, оркестр, оперную труппу. На частных сценах ставились итальянские оперы.
Большой заслугой Мацея Каменского (1734—1821) было создание первой польской оперы «Осчастливленная нищета», где использованы народные песни и ритмы популярных танцев. Народные мелодии звучат в операх Юзефа Эльснера (1769—1854), учителя Шопена, и Кароля Курпинского (1785—1857) — директора Варшавской оперы. Эти композиторы подготовили дальнейший расцвет оперного искусства в Польше.
Композитор Иосиф Козловский (1757 —1831) писал камерную музыку. Он долгое время жил в России, где не только пропагандировал польскую музыку, но и выступил с вокальными сочинениями, внеся вклад в развитие русского романса (см. статьи «Истоки русской музыки», «Русская музыка XVIII в.»). Его ученик Михаил Клеофас Огинский (1765—1833) завоевал всемирную известность своими полонезами.

Метки:
seperator

Комментарии закрыты.