Астрология и религия

Я верующий человек. Однако увлекаюсь гороскопом (включая психологию) в плане понимания характера человека. Изучаю людей, пытаюсь (с помощью астрологии, в частности) понять — что за человек, каков характер, внутренние устои. Меня искренне смущает отношение Церкви к астрологии (негативное, причём без разделения её на какие-либо разделы). Разве есть что-то плохое в том, что, узнав дату рождения интересного мне человека, я уже знаю, как лучше вести себя с ним, чего лучше избегать, и наоборот, что он больше любит. Я чувствителен к людям и эти знания мне очень помогают для нахождения общего языка с ними. Но ведь это грех, получается? Но почему? Спасибо за ответ.

Здравствуйте, Андрей. Негативное отношение к астрологии в Церкви основано на следующем: астрология — это никакая не наука, астрология — это далеко не безобидное (для души, для спасения) увлечение. Отсюда и восприятие астрологии как греховного занятия.

Итак, астрология ненаучна. Вот, подумайте: на огромном расстоянии от земли находятся космические тела. Только два из них могут оказывать (и оказывают) вполне определенное физическое воздействие на земные объекты. Это — солнце и луна. Солнце в большей степени, а луна — в меньшей (вызывает приливы, отливы и некоторые другие действия, в основном — на жидкости). Астрология же предполагает, что все небесные тела в равной степени влияют на человека, обуславливают множество факторов не только в жизни человека, но и в жизни общества, народов, всего человечества. Вы не задумывались, почему так? Более того, считается, что на человека оказывают огромное влияние созвездия — звездные скопления, расстояние до которых зачастую невообразимо — сотни и более световых лет. Звезды, входящие в созвездия, на самом деле друг с другом никак не связаны, расположены друг от друга на огромном расстоянии. Бывает, звезды гаснут — «умирают», и «рождаются» новые. И кто знает, может та звезда, которая якобы оказывает какое-то влияние, на самом деле уже мертва, просто свет от нее до сих пор еще летит и летит к нам… Астрология ошибочна даже по своим исходным идеям: она не учитывает реальное прохождение планет через созвездия (погрешность составляет от 5 до 37 дней) и многое другое.

Далее. Предположим, в некотором городе рождаются дети, в одном роддоме, в одно и тоже время (на самом деле это происходит даже реально, а не гипотетически). Значит, у них абсолютно идентичные натальные карты. Значит, и характер, и поведение, вообще — вся жизнь у них должна быть абсолютно схожей (вплоть до того, будут ли дети у них или нет, будут ли они сами заикаться, или нет, будут сами богатыми/бедными). Но так ли это в реальности? Реально же все различны, и по характеру, и по поведению, и по образу жизни, и по судьбе.

Вы говорите, что Церковь относится к астрологии негативно без разделения ее на разделы. Но здесь Вы ошибаетесь. Простое увлечение астрологией считается опасным суеверием, а вот серьезная практика астрологии (включающая изготовление талисманов на привлечение влияния звезд, особых камней, молитвы-мантры к звездам, вовлечение других людей) — это уже тяжкий грех идолопоклонства и идолослужения, однозначно ввергающий в вечную погибель. Пока есть время, данное нам от Господа Бога, есть возможность обратиться, вернуться ко спасению. Вера в звезды препятствует настоящей духовной жизни человека, лишает его свободной воли — дара, данного нам Творцом, она отвлекает от истинной веры, от спасительного пути следования за Христом. Во Христе есть реальная полнота реальной жизни, радость богообщения.

Как зародилась эта «наука»? Люди верили, что небесные тела — обиталища богов или даже их физические тела. По этой причине и молились на них, поклонялись им. Попытка как-то узнать волю богов, вычислить ее по звездам породила астрологию.

Не только Церковь негативно относится, но и Сам Бог-Творец. Вот, что Он говорит через Своих пророков: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18, 10-12). «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14). «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.

Содержание

Сбываются ли астрологические прогнозы

27, 9-10).

Внимательно поразмышляйте над всем этим. Поспрашивайте у настоящих психологов и педагогов, что влияет реально на характер человека и его внутренние устои. Психология и педагогика — во многом опытные науки, их инструменты позволяют реально смоделировать, спрогнозировать результат исследований в отличие от «астрологии».

Отношение православия к астрологии

Основные причины негативного отношения православия к астрологии были сформулированы в разделах "Истинный механизм астрологии" и "Добро и зло в астрологии или что такое астропсихология". В этом разделе подведем итог и завершим разговор на тему христианства и астрологии.

Православная Церковь, в течение двадцати столетий с момента своего основания, рассматривала астрологию как отрасль магии и колдовства, предостерегая своих чад от увлечения ими. Такой взгляд не является ошибочным или преувеличенным, что подтверждается, в том числе, и словами самих астрологов.

Отношение православия к астрологии и другим оккультным практикам основывается на Священном Писании, постановлениях Соборов и творениях святых Отцов. Но перед тем как показать его, стоит привести несколько цитат, отражающих взгляд астрологов на христианство.

"Как писал Антоний Сторр: "Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение". К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога". (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)

"Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти". (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

"Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния". (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

Еще раз о связи астрологии с магией или колдовством:

"Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи". (К. Сельчонок. Астропсихология)

Высказывания в подобном ключе, не являются чем-то необычным для астрологов и свойственны не только упомянутым авторам.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

"Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…" (Ис. 47, 12-14).

"И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли".(Иер.27, 9-10)

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).

"…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Левит 19, 31).

"…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела". (Втор.4, 19-20)

"…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18, 10–14).

В Новом Завете отношение к чародеям не изменилось:

"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5.

Отношение Церкви к астрологии

19-21).

"Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" (Откр. 22, 14,15).

Соборные постановления и правила

72-е правило св. Василия Великого: "Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца".

36-е правило Лаодикийского собора: "Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви."

24-е правило Анкирского собора: "Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн".

61-е правило Шестого Вселенского собора: "Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14–16)".

Выдержка из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме":

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Иногда астрологи высказывают недовольство, возмущаясь, что Церковь берет на себя смелость что-то запрещать. Но дело в том, что приведенные постановления относятся к православным христианам, т.е. к тем, кто участвует в таинствах и жизни Церкви. Им она запрещает заниматься оккультизмом, в том числе и астрологией, поскольку должна ограждать своих чад от всего, отлучающего от Бога и лишающего Царствия Небесного. Самим же оккультистам Церковь ничего не может запретить, поскольку они находятся вне ее.

Святые Отцы и учителя Церкви об астрологии

Святые Отцы и учителя Церкви с первых веков христианства предостерегали о гибельности для души увлечения астрологией.

Одно из ранних упоминаний астрологии находим в Дидахе или "Учении двенадцати апостолов" — памятнике первого века, читавшемся в древности за богослужением наравне со Священным Писанием: "Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение".

Тертулиан: "Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, — чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология — ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны" (Об идолах).

Татиан в "Речи против эллинов" пишет: "Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, — пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, — для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей". (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: "Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника". (О звездочетах)

Святитель Василий Великий: "… всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными. Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы…"

Преподобный Антоний Великий: "Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд… Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели…Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необходимость или случай, или расположение звезд. Не были бы поставлены нам в вину наши согрешения, если бы мы поступали так или иначе по причине звездного искусства".

Святитель Иоанн Златоуст: "Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею. И для знамений, говорится, и времен, и дней, и годов (ст. 14). Что значит: для знамений? Астрологи своими гаданиями, не имеющими никакого основания в действительности, доказали тщетность своих надежд на астрологию. Что по звездам нельзя ничего определить относительно жизни человеческой, об этом свидетельствует Исаия, говоря: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и видящие знамения и скажут, что должно приключиться тебе (Ис.47:13). Относительно жизни человеческой небо не дает никаких указаний. Хочешь знать, какие знамения оно дает? Оно указывает на дожди, ветры, непогоду и ведро (ясное небо — прим. ред.). Такие явления звезды показывают, — и это по человеколюбию Божию, чтобы мореплаватель, видя знамение, избегал опасности, чтобы земледелец, зная время наступления зимы, заблаговременно обрабатывал землю".

Преподобный Иоанн Дамаскин: "Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях".

Преподобный Максим Грек: "Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности — неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!"

Современная астрология претерпела ряд изменений по сравнению с древней и представленные цитаты кому-то могут показаться неактуальными, но это не так. Святые Отцы критикуют астрологию за то, что она, наделяя человека отрицательными качествами, лишает его свободы, делая звезды и планеты, а через них и Бога, виновниками зла. Сейчас астрологи говорят, что расположение светил во время рождения не делает человека добрым или злым, а только показывает, какой он, как циферблат часов показывает время, но не создает его. Однако это не меняет сути: астрология до сих пор признает насильственное наделение человека теми или иными моральными свойствами. Этим она лишает его нравственной свободы и клевещет на Творца, Который будто бы создает одних добрыми, а других "полными ненависти, жестокими, мстительными, неблагодарными, ленивыми, скупыми, коварными". Не говоря уже о том, что, по мнению ряда астрологов, человек должен "быть своей картой", т.е. сознательно приобретать качества, содержащиеся в ней, включая негативные. Астрологов это не смущает, поскольку у них свой взгляд на то, что является негативным, а что нет. Как сказал Радьяр, "ничего в карте не должно рассматриваться как плохое или вредное". Кроме того, сколько бы ни эволюционировала астрология и не удалялась от существовавшего в древности обожествления планет, сколько бы ни прикрывалась психологией, она не перестает быть оккультной практикой, способом общения человека с падшими духами.

Некоторые астрологи не останавливаются говорить, что астрология помогает человеку узнать волю Божию. Такую мысль нужно признать совершенно ложной, и не только в связи с приведенными цитатами. Чтобы узнать волю Божию не нужно далеко идти, поскольку она уже возвещена самим Богом и содержится в Евангелии. Воля Божия заключается в том, чтобы люди верили в Бога не произвольно, а как Он сам открыл верить, соблюдали Его заповеди, а в чем оступились — каялись и исправлялись. Если человек составил искаженные представления о Боге и заповедях, не считает нужным узнать их, грубо нарушает заповеди, даже не понимая того, какую еще "волю Божию" он хочет узнать у астролога? Это все равно, что, имея рак, лечить кашель — один из его симптомов. В свете сказанного следует знать, что обращающийся к астрологу не только не узнает от него волю Божию, но и грубо нарушит ее, прибегнув за помощью к силам, враждующим против Бога.

Для православного человека увлечение астрологией является грехом, степень которого зависит от его вовлеченности в эту практику. Если он просто верит в "желтую" астрологию, широко представленную в СМИ, это будет суеверием, как и вера в приметы, что является препятствием на пути духовной жизни. Человек должен не только верить в Бога, но и верить Богу, доверять Ему. Любые суеверия похищают в большей или меньшей степени это доверие, переносят его на предмет своей суетной веры и, таким образом, исключают Бога из жизни человека, уничтожают деятельную веру в Него, оставляя сухое рассудочное признание Его бытия, которое есть и у демонов. Если же кто дойдет по посещения астролога, это будет равносильно обращению к колдуну и тяжким грехом, относимым к разряду смертных, как умерщвляющих душу для Бога и разлучающих согрешившего с Божественной благодатью до тех пор, пока он не принесет покаяние и не вернется на путь Божий.

Ю. Щукин

Смотрите также:
Священное Писание и Православная Церковь об астрологии
Священник Родион. "Не участвуйте в делах тьмы: астрология"

Необходимо различать астрономию (греч. astron – звезда; nomos – закон) и астрологию (astron; logos – учение).
Первая возникла для удовлетворения практических потребностей: составления календаря, мореплавания, метеорологии. Накапливая знания и совершенствуя методы, она постепенно сформировалась в точную науку.
 
Астрология зародилась в лоне халдейского языческого культа. К науке она имеет такое же отношение, как гепатоскопия (гадание по печени животных) к физиологии. Астрология в течение тысячелетий изощрялась в своих разработках и построениях, но ни на йоту не изменила своей идолопоклоннической сущности. Она всегда была разновидностью языческого фатализма. Святые пророки обличали астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев <…> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14). Святитель Григорий Богослов пишет, что она оскорбляет Божественный Промысел. «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле). Живучесть ее объяснить нетрудно. Она является подменой истинной религии. Христианство, имея цель исправить нашу греховную природу, требует от человека духовно-нравственных трудов и подвига. Астрология освобождает его от этой работы. Слово Божие учит, что автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Кто увлекся гороскопами, тому не нужно молиться Богу. Достаточно лишь подстраиваться под результаты вычислений. В наше время астрология является живучей по причине оторванности большинства людей от религиозных корней. Выросшие вне традиции, многие люди становятся жертвами лжедуховности. 
 
 
Отношение Церкви к астрологии
Приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»:

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества…

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

Некоторые астрологии не соглашаются с таким постановлением Православной Церкви и обвиняют ее Священноначалие в некомпетентности и предвзятости. Но тот, кто прочел предыдущие разделы, вряд ли задастся вопросом, почему Церковь так относится к астрологии.

Вообще, можно сделать небольшой укор астрологам: прочитав массу книг по астрологии, и в целом будучи людьми любознательными, они имеют самое темное и сбивчивое понятие о христианстве, на уровне каких-то басен. При всей своей начитанности, они не считают для себя нужным ознакомиться с основными понятиями христианства, прочитать несколько святоотеческих книг о вере, Церкви и ее Таинствах.

Астрологи о христианстве
Несмотря на видимую толерантность астрологии к христианству, все астрологическое учение проникнуто духом презрения к нему. Сколько бы астрологи публично не заверяли слушателей в своем уважении к Церкви, их учителя, авторитеты астрологии имеют на этот счет свое мнение:

«Мнимо уникальная жизнь Христа стала священным символом…» (К. Г. Юнг. О становлении личности)

«Что же разрушило земной рай Иова? Сорвавшая оковы природа. Поэт дает здесь узреть, как Бог обернулся другою своею стороною, которую зовут дьяволом…»(К. Г. Юнг. Гимн Творцу)

«Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти». (Д. Редьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

«Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния». (Там же)

«То, что человечество фактически не приняло христианства, точнее, так его исказило, что постижение этой великой религии начнется (по существу заново) только в эпоху Водолея, прямо связано с описанной преградой между тонким и плотными мирами.

Внесла свою лепту в процесс укрепления черной стены и церковь, цементируя возникающие в ней трещины и провозглашая собственное существование в мирах горних». (А. Подводный. Символические системы в эпохи Рыб и Водолея) – Как астрологи хотят переосмыслить христианство, легко понять, например, из раздела «супружество и астрология»

Г. Санто так пишет об исполнении Божественных заповедей: «Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе».

Почему астрология — грех?

(Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) Только астролог умалчивает, что этот «необходимый шаг к свободе» лишает человека богообщения и делает его рабом диавола. Человек свободен исполнять заповеди Бога и быть в общении с Ним, или исполнять антизаповеди сатаны с соответствующими последствиями. Третьего пути не существует.

Напрасно нам будут говорить, что астрология является наукой и не имеет отношения к религии – шило в мешке не утаишь. Научность астрологии является не более чем оболочкой, а внутренняя, основная ее часть без натяжек может быть отнесена к отрасли сатанизма. И это не поверхностный вывод, к такой оценке астрологии невольно приводит изучение книг известных авторов, «отцов» астрологии, сформировавших ее учение.

«Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей… Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога». (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии.) – в каком «послании» и кем «принимались» автор не уточнил.

Вот в какого бога верят астрологи: отсюда и астрологическое принятие зла и придание ему «оффициального» статуса. Кстати, слово «сатана» астрологи пишут исключительно с большой буквы. Деятельно воспринятое учение Церкви соединяет человека с Богом, а с кем соединит человека учение астрологии? Комментарии, как говорится, излишни.

Библия и астрология
Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Моисея запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям.

Повторим цитату из пророка Исаии, который, предрекая гибель Вавилона за его нечестие и пагубное занятие магией и астрологией, от имени Господа с иронией говорит: «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер.27, 9-10).

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10, 2).

«…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19, 31).

«…И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела». (Втор.4, 19-20)

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Левит 20, 27).

«…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18, 10–14).

Святые Отцы Церкви об астрологии
Святые Отцы Церкви на протяжении всей ее истории уделяли большое внимание борьбе с волшебством и астрологией.

Тертулиан: «Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны» (Об идолах).

Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: «Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника». (О звездочетах)

Преподобный Максим Грек: «Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!»

Я с большим интересом прочитал вашу книгу «Разрешено все!» и понял, что вы христиане. Год назад мы перешли в христианскую веру. Каждую неделю, встречаясь со священником, мы начинаем дискутировать, среди прочего на тему суеверий: астрологии, таро и пр. Наш священник твердо убежден, что к суеверию относится и вера во влияние Луны. Я не могу с этим согласиться. Он приводит аргумент, что нужно доверять только Богу, и никому другому. Если человек верит во влияние Луны, то его жизнь становится зависимой от силы, не имеющей ничего общего с Богом. Меня мучают угрызения совести. Наверняка вы тоже об этом думали. Я буду рад, если вы сможете привести ваши аргументы.

  Да, мы действительно христиане и наших детей тоже воспитываем верующими.

Почему православная Церковь негативно относится к астрологии

Одновременно для нас всегда было и остается важным рассказывать детям о других религиях и прививать уважение к ним. Мы ни в коем случае не одобряем то, что превратно передают последующим поколениям и то, что приводит к фанатизму — в любой религии. В принципе ваш священник прав: нужно доверять только Богу и больше никому.

Наше доверие к НЕМУ так велико, что мы с благодарностью принимаем его дары — свободную волю, способность отличать истину ото лжи, любознательность, радость, способность учиться и стремление к свободе духа и мысли — и плодотворно используем их, как вы можете судить по нашей работе. Отказаться от знаний о Луне и всех других непреходящих знаний, которые мы помогаем распространить, было бы не по-христиански, это было бы преступлением против человечества и детей Божьих, потому что без древних знаний наших предков у нас нет возможности прийти к золотому будущему, которое тесно связано с природой. Одно лишь доверие к Богу не спасет нашу планету. Мы должны использовать на ее благо все способности и силы, которыми ОН нас наделил.

Конечно, то тут, то там встречаются ограниченные и невежественные люди, которые в своем неведении или пользуясь властью видят в этих знаниях угрозу для себя. Их можно сравнить с людьми, отказывающимися от радио и машины, потому что в Библии эти вещи четко не одобрены Богом. Они настоящие волки на овчарне. Их пища — обманутые души людей. Они боятся любого рода независимости и истинной жизнерадостности и борются с ними.

Определение суеверия очень простое: это все, что отдаляет меня от Бога и моего истинного предназначения. Это все, из-за чего я остаюсь глупым и зависимым и становлюсь безвольной овцой в руках соблазнителей и эксплуататоров этого мира. Это действительно происки дьявола, и они отовсюду улыбаются нам, даже в тех местах и со стороны людей, от которых этого никогда не ожидаешь. Настоящее суеверие — это слепое доверие к современной науке, а иногда даже передача ей ответственности за свои чувства и мысли, за свою жизнь. Через пару лет или десятилетий при помощи новых методов и наука сможет приблизиться к знаниям о Луне.

На сегодня существует большая сложность: эти знания трудно систематизировать, но каждый сам может убедиться, что они полезны. На вопрос о причинах пока нет ответа. Однако это не повод отказываться от чего-то ценного. Определение веры очень простое: это все, что приближает меня к Богу и напоминает о том, что за любой истинной верой кроется чудесный дар: настоящие знания, настоящая мудрость. Настоящая вера вселяет мужество быть независимым и жизнерадостным. Она всего лишь шаг к чему-то высшему. Мы желаем каждому человеку смелости сделать этот шаг. Вашему священнику просто не хватает некоторых сведений. Любой настоящий священник — открытый, готовый учиться новому человек без предрассудков, поэтому мы уверены, что и ваш священник вовремя придет к такому же мнению. Если же нет, то проследите, чтобы это было не во вред вам!

Денис Куталёв

Христианство и астрология

 

I. Астрология с точки зрения христианина.

II. Астрология и христианство в средневековой культуре.

III. История отношений христианства и астрологии.

Взаимоотношения христианской церкви и астрологии с самого начала были сложными и неоднозначными. Языческие культы, имеющие элементы астрологической символики, а также астрология как вид гадания осуждались уже в самом тексте Библии и осуждаются духовенством вплоть до нашего времени. Вместе с тем, отношение к пророчеству в христианстве гораздо более уважительное (а на вопрос о том, насколько совместимы астрология и пророчество в христианском смысле, разные богословы отвечают по-разному). Кроме того, сама Библия проникнута астрологической символикой, и без учёта этого невозможно проникнуть в глубинный смысл многих библейских преданий. Особенно насыщен астрологическими элементами Ветхий Завет, да и Новый Завет открывается описанием типичной астрологической ситуации, когда три волхва-астролога ищут младенца, родившегося в определенном месте под определенным сочетанием звёзд на небосводе.

I. Астрология с точки зрения христианина.

Уже с первых веков существования христианства теологи оценивали астрологию неоднозначно, и по вопросу о возможности совмещения занятий астрологией с христианской верой высказывались прямо противоположные мнения.

Возражения христиан против астрологии сводятся, в основном, к трем пунктам. Они отвергают астрологию, во-первых, как часть языческой религии, в которой светила отождествляются с божествами (а эти божества в глазах христиан — демоны); во-вторых, из-за неприятия фатализма и диктата Судьбы, поскольку с христианской точки зрения Бог выше всех звёзд, и это живой Бог, к которому можно обратиться с молитвой, Он слышит слова молитвы и исполняет их; в-третьих, из-за тесного контакта астрологии с магией, — попыток обращения к силам мира невидимого (которые христиане отождествляют с бесовскими силами), чтобы избежать последствий неблагоприятных предсказаний. К этому добавляется неприятие общей духовной установки человека, обращающегося к гадателям, чтобы облегчить свою жизнь всё равно каким способом; христианское же сознание принимает всё, что должно случиться, как ниспосланное от Бога, поскольку верует, что Бог благ. Поэтому при таком понимании астрологии для неё в жизни христианина просто не остается места, независимо от того, может она реально предсказывать события или нет.

С точки зрения представителей противоположной концепции, верующий христианин вполне может сознательно принять принципы астрологии, но с учётом того, что представляют для человека эти общие понятия — христианство и астрология. Лоуренс Кэссиди (католический священник, занимающийся астрологией) пишет: "Любой человек сам для себя должен понять их различия и через них — единую истину, содержащуюся и в христианстве, и в астрологии… Существуют различия в понимании христианства, и некоторые из них несовместимы с определенным пониманием астрологии. Я считаю, что эта несовместимость связана только с неправильной интерпретацией как христианства, так и астрологии, поскольку в них обоих — истина, а истина не может противоречить самой себе…". Три указанных выше возражения против астрологии её приверженцы разрешают следующим образом. Во-первых, если мы не воспринимаем планеты как объекты культа и сознаем, что "звёзды, чем бы они ни были, не могут заменить трансцендентального Отца, создавшего их и всё остальное существующее в мире", и что "они — сами создания Божьи", то занятия астрологией не являются разновидностью языческой религии. Во-вторых, если мы различаем тело и дух (душу), то мы можем признать, что "человеческое тело — часть материальной природы и как таковое подвержено воздействию того же круга причинных сил, включая звёздные, что и другие тела на нашей Земле", и это не вступает в противоречие с постулатом об абсолютной свободе человеческого духа в выборе самостоятельного пути. Поэтому если человек находится на достаточно высоком уровне духовного развития, то влияние светил не является для него жестко детерминированным ("мудрый сам правит своими звёздами"). В-третьих, возможность конструктивного использования неблагоприятных констелляций (по принципу "кто предупрежден, тот вооружен") защитники астрологии интерпретируют не как стремление избежать ниспосланное от Бога, а наоборот, как способ определения истинной "воли Божьей".

Кроме того, современные сторонники астрологии считают, что ни в Священном писании, ни в христианской традиции нет никаких препятствий к тому, чтобы спокойно воспринять и христианство, и астрологию одновременно: ведь такие авторитеты средневековья, как Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот и др. были очень хорошо знакомы с Библией и не видели трудностей в примирении её положений с верой в астрологию.

 

II. Астрология и христианство в средневековой культуре.

На протяжении двухтысячелетней истории христианства отношения между ним и астрологией были самыми различными. Времена полного непризнания сменялись периодами, когда астрологию оценивали более или менее положительно, а в определенные периоды астрология получала полное признание.

Отношение православия к астрологии

Весьма показательно, что период наибольшего расцвета идеологии и мировоззрения христианства (Средневековье) совпал с периодом наибольшей популярности астрологических учений. Укажем некоторые психологические и социальные предпосылки такого явления.

В средние века астрология выступала в роли источника точности, красоты и устойчивости, которых было так мало в жизни, — ведь известно, насколько несоразмерны и неточны были средневековые меры и времени, и длины, и веса, а также насколько невозможной представлялась красота мира подлунного: "Мир христианский — уже не "красота", ибо он греховен и подвержен Божьему суду" .

Средневековое понимание астрологии в целом было магическим; оно вводит нас в мир архаических верований. Интересно, что во многом сходным было восприятие народными массами и церковных формул (анафем, экзорцизмов, благословений и т.п.). Виднейший исследователь культуры Средневековья А.Я.Гуревич замечает, что "магическим было сознание и масс и духовенства, сколько бы эту магию ни "очищали" от клейма "язычества" . Поэтому и астрология и религия в представлении средневекового человека входили, естественно дополняя друг друга, во всеобъемлющую систему магических действий, ритуалов, молитв, заклинаний, дающих своего рода "технику безопасности" для жизни в мире, полном таинственных опасностей и непредсказуемых явлений.

Астрологию и христианство роднит также представление об иерархической упорядоченности мира (она подчёркивается в особенности в учении Псевдо-Дионисия Ареопагита). Небесная иерархия в христианском представлении перекликается с астрологической картиной небесных сфер. Характерно появление ещё в раннем Средневековье соотнесения двенадцати знаков Зодиаков с двенадцатью апостолами, а аналогия с двенадцатью коленами Израилевыми возникла, видимо, ещё в дохристианский период.

Средневековое христианство видело в природе создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает известный параллелизм природы (в частности, звёздного неба) и Библии как двух "книг" одного и того же автора (природа — мир как книга, Библия — книга как мир). Эта идея, одним из первых развитая Максимом Исповедником (ок. 580 — 662), остаётся популярной вплоть до эпохи барокко.

Основополагающий принцип астрологии: "Что наверху, то и внизу", принцип подобия макрокосма и микрокосма, лежит и в "самом фундаменте средневековой символики, ибо природа понималась как зеркало, в котором человек может созерцать образ Божий" . Закономерно, что поэт XII века Алэн Лилльский представляет себе природу в виде женщины в диадеме со звёздами Зодиака и в одежде с изображениями птиц, растений, животных и иных тварей, расположенных в порядке, соответствующем последовательности их творения Господом.

"Согласно идее, высказывавшейся и богословами и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма "малой" и "большой" вселенной" . Эта тема пользовалась в средневековой Европе (в особенности с XII в.) огромной популярностью. При этом "если мир в античном восприятии целостен и гармоничен, то в восприятии людей Средневековья он дуалистичен" , понятия civitas Dei и civitas terrena мыслятся как противоположные. Здесь опять видна чёткая связь с астрологией. Ведь принцип дуализма, борьбы двух мировых начал является, наравне с принципом подобия, в астрологии основополагающим. Ещё астрология архаичной эпохи "верила в два различных мира: 1) "формирующий" мир небесных Иерархий…; 2) мир земных созданий… Иисус учил: Небесное Царство внутри нас… Это означает великую духовную революцию. Дуальность небеса — земля, божественное — человеческое, порядок — хаос превратилась в единство. Порядок был везде. Бог был везде" . То есть, по идее, с появлением христианства астрология как учение, дающее способ упорядочивания мира, должна была стать бесполезной. "Так считали большинство отцов Христианства и Церковь в целом. Но астрология уцелела. Почему? Потому что получил развитие новый подход к ней… Так как астрология развивалась в христианской Европе, она соединила довольно двусмысленным способом новые принципы "небеса внутри нас" и оккультное соответствие старой дуалистической картине, согласно которой небесные боги-творцы управляют сверху человеческой природой" .

Вполне понятно, что вера в судьбу, характерная для средневекового человека, не способствовала развитию того направления астрологии, которое устремлено на раскрытие врожденных способностей человека, на помощь в максимальной реализации заложенных в нём потенций; эта вера в судьбу способствовала расцвету событийно-ориентированной астрологии, представляющей человека безвольной игрушкой в руках высших сил и способной лишь на определение "благоприятных" и "неблагоприятных" дней для того или иного вида деятельности. Именно это направление астрологии послужило причиной осуждения астрологии вообще, как со стороны церкви, так и со стороны многих трезвомыслящих мирян.

Древнее восприятие времени как цикличного процесса осталось определяющим в сельской жизни. Тема двенадцати месяцев в средние века повторяется в рельефах церковных тимпанов, и на фресках и миниатюрах, и в литературе, особенно в поэзии. Изображали месяцы в виде сцен сельских будней, в виде цикла сельских работ.

В этот почти полностью крестьянский цикл включились и сцены сеньориальной, куртуазной жизни (конная прогулка сеньора или феодальная охота). "Важно то, что… вместе с крестьянским временем выступали и другие формы социального времени: время сеньориальное и время церковное. Вехами годичного времени были большие праздники" . В первую очередь, год представал как год литургический. "И особенно важной чертой средневековой ментальности было то, что этот литургический год воспринимался как последовательность событий из драмы воплощения, из истории Христа, разворачивавшейся от Рождественского поста до Троицы, а кроме того, он был наполнен событиями и праздниками из другого исторического цикла — жизни святых" .

Но и время аграрное, и время сеньориальное, и время церковное тесно зависели от природного, астрономического и астрологического времени. Большинство крупных религиозных праздников были наследниками старых языческих, приуроченных к важным астрологическим явлениям. Так, общеизвестно, что Рождество, например, заменило древний праздник зимнего солнцестояния, вхождения Солнца в знак Козерога. Д.Радьяр отмечает, что "церковь служила прибежищем, указанием на возможность высшего мира, к которому лишь она могла указать путь. Следовательно, она заняла место астрологии. Это удалось благодаря многим церковным празднествам и церемониям, которые в строгом порядке происходили на протяжении года. По сути дела они повторяли старые биологические празднества, основывавшиеся на астрологии древности. Церковь устраивала для своих "детей" и ежедневные литургии, молитвы, службы, совершавшиеся денно и нощно. Все эти церемонии составили христианский год, христианский зодиак (населенный теперь святыми и архангелами), христианский космический порядок… И всё же это была астрология, хотя и в другой одежде, астрология без своего имени. Зодиакальный круг был заменен системой взаимопревращений четырёх элементов… Этим превращениям соответствует множество годичных праздников; с ними связываются подходящие литургии, их символически иллюстрируют эпизоды из Евангелия" .

Но, пожалуй, самым характерным в восприятии времени народными массами средневековой Западной Европы было ощущение "конца времен", близкого наступления Апокалипсиса. И усилению массовой истерии немало способствовали своими эсхатологическими пророчествами отдельные астрологи. Большое значение в то время придавалось и кометам, считавшимся знаками проявления Гнева Божьего. Подобные астрологические "предсказания" сыграли не последнюю роль в поддержании ощущения неуверенности в завтрашнем дне среди населения Европы в позднем Средневековье.

Среди социальных предпосылок популярности астрологических учений выделим существование в средневековой Европе феодальной иерархии, отношения господства и подчинения, а также приоритет права целого (общества) над интересами индивида. При этом источником права считался Бог . Такая система права легко совмещалась в сознании людей с иерархией, на вершине которой — Бог, затем — планеты и созвездия, а внизу — человек. Подобную иерархию мы находим ещё у Оригена, но с той особенностью, что созвездия по воле Бога символически указывают лишь на возможность того или иного течения судьбы, и их влиянию подлежит только тело, но не свободная воля человека .

После всего вышесказанного становится очевидным, что абсолютно непримиримых противоречий между учением католической церкви и концепциями астрологии в средние века не существовало. Более того, в восприятии средневекового человека они переплетались в причудливый симбиоз.

Изменения в мировоззрении, затронувшие образованные слои населения в эпоху Ренессанса, повлекли за собой и изменения в понимании астрологии.

Антропоцентрические воззрения гуманистов не встретили противоречия с астрологической картиной мира. Астрологическая традиция Возрождения опровергла теологическое видение мира, противопоставляющее тело — душе, разум — страсти, дух — природе, знание — действию, и провозгласила единство всего сущего, гармонию потока всеобщей жизни. Но несмотря на это, астрология не встречала сколь-либо глобального осуждения со стороны церкви, не считалась недопустимым для христианина занятием и не находилась в сфере дел, которыми ведала инквизиция (конечно, если это не сочеталось с еретическими воззрениями) вплоть до Нового времени.

Эпоха Нового времени, ознаменовавшаяся социальным расслоением и гонениями на народную культуру со стороны церкви и государства, явилась и временем гонений на такой важный элемент народной культуры, как астрологические представления о мире. В преследованиях астрологии церковь нашла поддержку и со стороны новой науки, основывающейся на гелиоцентрических принципах и считающей поэтому геоцентрические представления астрологии ложными. Такое объединение усилий науки и церкви в попытках задушить астрологию оказалось особенно эффективным в XIX в., когда бурное развитие естественных наук позволило многим учёным и теологам счесть астрологию суеверием, полностью отошедшим в прошлое и не могущим возродиться. И только XX в. с его экуменистическими и интеррелигиозными тенденциями (вкупе с осознанием методологического кризиса современной науки) сделал возможным переосмысление места астрологии в мировой культуре и признание за ней права на существование со стороны многих религиозных деятелей.

Перейти на часть III — История отношений христианства и астрологии.

Выскажите своё мнение!

Вернуться к рубрике "Христианство и астрология"

Вернуться к рубрике "Астрология в культуре"

Вернуться на титульную страницу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *