Я боюсь ответственности

10.7. Боязнь наказания

Старые, основанные на страхе методы воспитания детей с помощью запугивания, критики, неодобрения и наказаний еще не утратили своей силы, такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, наказания, заточение, неодобрение, унижение и упреки, оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. В прошлом тумаки заставляли детей бояться авторитета и следовать правилам. Сейчас они влекут за собой диаметрально противоположные результаты. Боязнь наказания дети компенсируют агрессивным поведением, отвечают насилием на насилие.

Естественно, такие методы воспитания не приносят пользы, а в ряде случаев травмируют психику ребенка. А. И. Захаров пишет в связи с этим: «Вспоминается наказанный воспитателем мальчик четырех лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого «воспитательного мероприятия» явились длительные нервные подергивания лица и тела. В другом случае девочку восьми лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, и вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр».

В процессе учебы и профессиональной деятельности страх наказания может сковывать инициативу людей, «связывать руки». Они готовы отказаться от многих своих желаний только потому, что боятся наказания в случае провала или совершения ошибки.

Строгое и жестокое воспитание нарушает эмоциональное развитие ребенка и ведет к развитию тревожных расстройств, социальных фобий, приступов паники, убеждены канадские психотерапевты.

Жесткая дисциплина в семье, физические наказания и психологическое давление на ребенка – все это оказывает сильное негативное воздействие на детское сознание. Ктаким выводам пришли специалисты после изучения того, каким образом анатомия и физиология мозга зависят от воспитания в детстве.

Медики провели сканирование мозга подростков с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и соотнесли результаты с симптомами страха и тревоги из-за строгого воспитания в семье. Оказалось, что две специализированные структуры в мозге образуют нейронные цепи страха и играют роль посредника в возникновении беспокойства.

По материалам Интернета

В какой-то момент страх захватывает ребенка настолько, что он больше никогда не делает то, чего действительно хочет. Эта помеха мешает повзрослевшему человеку быть самим собой и заставляет только казаться кем-то для других. Возникает желание всем угодить, чтобы в глазах других казаться тем, кем его хотят видеть.

При этом страх перед наказанием используется обществом в различных формах для профилактики и проявлений «неправильного» поведения как детей, так и взрослых. Например, страх перед наказанием оказывает профилактическое воздействие на проявление агрессии, если учитываются некоторые факторы.

Первый фактор эффективности наказания: сила гнева потенциального агрессора. Исследования ученых показали, что при умеренной провокации и соответственно несильном гневе страх перед наказанием может уберечь человека от открытой агрессии. Когда же провокация и возникающий при этом гнев по-настоящему сильны, страх наказания может совершенно не оказать на агрессора никакого сдерживающего влияния. В ярости он совсем себя не контролирует.

Бэрон в ходе эксперимента выделил две группы испытуемых. Затем помощник исследователя в одной группе провоцировал гнев у ее участников, тогда как другая группа не испытывала провокаций с его стороны. После этого испытуемым обеих групп предоставили возможность «отплатить по заслугам» обидчику разрядами электрического тока. При этом одной трети участников опыта сообщили, что их жертва никогда не сможет отомстить им. Другой трети сказали, что им, вероятно, представится возможность отомстить. А третьи узнали, что у них наверняка будет возможность «вернуть должок». Результаты опыта показали, что сила тока электрического разряда, которую выбирали неспровоцированные участники, снижалась по мере того, как возникала вероятность ответного удара. Следовательно, в данном случае страх ответного возмездия (наказания) оказывал непосредственное влияние на испытуемых.

Коррекция детских страхов

Зато спровоцированные испытуемые практически не испытывали страха перед возможным ответом (наказанием). Такие результаты свидетельствуют, что страх наказания может быть весьма эффективным, но только в том случае, когда потенциального агрессора не провоцировали сильно и интенсивно.

Второй фактор: размер выгоды от агрессивного поведения. Еще одним фактором, усиливающим или ослабляющим страх перед возможным наказанием, может быть осознание того, насколько выгодно будет прибегнуть к агрессии. Когда результатом агрессии может стать получение, например, огромной денежной прибыли или переход на значимую ступень в социальной иерархии, страх возможного наказания может уже не остановить потенциального агрессора от совершения агрессии. И наоборот, когда выгода неочевидна или незначительна, страх наказания, скорее всего, воспрепятствует агрессивному поведению.

Третий фактор: сила возможного наказания. Страх наказания будет дополнительно усиливаться в зависимости от суровости наказания, что и было доказано исследованиями, однако был выявлен ряд исключений из этого правила, поэтому влияние страха наказания на открытую агрессию будет относительно невелико до тех пор, пока страх не станет очень сильным. Но верно и обратное – сила страха, испытываемая перед наказанием, определяет, насколько эффективно само наказание.

Четвертый фактор: неотвратимость наказания. Еще одним весьма значительным фактором, влияющим на страх перед наказанием, является вероятность того, что агрессор понесет неизбежное наказание. Пустые угрозы, редко и бессистемно осуществляемые, на практике могут даже спровоцировать агрессию. Например, воспитатели и родители часто злоупотребляют угрозой наказания, не реализуя само наказание: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним», «Не хочешь быстро собираться в детский сад, оставлю одного дома», «За то, что плохо себя ведешь, переведу в младшую группу». Рано или поздно ребенок поймет, что угроза остается лишь угрозой. Но на данном этапе невыполнение обещания рождает у него надежду на безнаказанность, тем самым подрывая авторитет взрослых.

© RuTLib.com 2015-2016

В том случае, если заглянуть в толковые словари, то там находим:

Ответственность. Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего — л. (.

Как избавиться от страха ответственности?

Словарь русского языка, 1999.

Ответственность. Обязанность отвечать за последствия предпринимаемых действий; возможность понести наказание за плохие результаты какой — л. деятельности. (Большой толковый словарь, 2014).


Можно углубляться дальше и расшифровывать этимологию самого слова ответственность (где корень "Ответ") и значение выражения "давать отчет":

Давать себе отчет — понять, осознать что — л., разобраться в чем — л.

Не отдавая себе отчета — не осознавая значения совершаемого, бессознательно. (Словарь русского языка, 1999).

То есть, с одной стороны, ответственность — это осознанное, ясное, отчетливое понимание своих действий, их причин, способов, последствий. Встреча с реакцией мира, с ответом на свои действия. Вроде бы, ничего страшного.

Однако в разных вариациях определений в разных словарях непременно фигурируют слова обязанность, необходимость и даже наказание. Несвобода — вот это — то и пугает (и отчитываются — перед кем-то, и ответа требует — кто-то, кто как будто старше, сильнее, умнее; некий судья, строгая, наблюдающая и карающая инстанция.

Интересно, что в английском Responsibility, кроме уже знакомого намкорня ответ (Response) есть еще компонент от основы Ability — способность, возможность. То есть ответственность понимается как готовность отвечать, давать отчет, а не как обязанность и необходимость.

Почему русское ответственность толкуется всегда через понятия долга, обязанности, принуждения — загадка. Как будто в нашей ментальности вообще не мыслится, что человек добровольно выбирает себе какой-то желанный, посильный груз, ношу по плечу, — ответственность у нас сами не берут, она наступает, ее возлагают, навязывают: бери, возьми, будь ответственным, отвечай!

И никого не волнует, хочешь ли, можешь ли за это отвечать, способен ли, есть ли на это силы, ресурсы. Как в школе назначали: ты будешь ответственный за цветы, ты — за стенгазету, ты — за спорт; и хорошо, если это хоть как-то совпадало с реальными интересами детей.

Между тем, только готовность, возможность, способность и желание делать что-то есть основа ответственности. Psychology психология ответственность.

Психология, Философия, Религия, Эзотерика | Форум развития личности — НеБойся > Тематический форум > Психология > Страх наказания

Просмотр полной версии : Страх наказания

Страх наказания

С рождения ребёнок знает, чего он хочет и что не хочет. Если ребёнку предложат покушать еду, которая ему не нравится, то он скажет: «Я не хочу» и не станет есть. Но очень часто родители, родственники, воспитатели, учителя и д.р. после того, когда ребёнок говорит: «Я не хочу!» — берут и заставляют его насильно под разными предлогами. Сначала ребёнок сопротивляется давлению во время принуждения. Он говорит: "Не хочу" и даёт понять своим поведением, что не станет этого делать. И взрослые это прекрасно понимают. Они берут и начинают его запугивать угрозами, криками и даже применяют физическую силу. В итоге его принуждают сделать что-либо, а он в свою очередь делает это из чувства страха к наказанию. Таким образом наносится душевная травма, т.к. личность начинают ущемлять в свободе выбора. Проявлением этих травм связано с проблемными взаимоотношениями в обществе, с плохим здоровьем, с психическими расстройствами, с комплексами, различными фобиями и т.д.

В какой-то момент страх захватывает ребёнка настолько, что он больше никогда не делает, то чего действительно хочет. Эта помеха мешает повзрослевшему человеку быть самим собой и заставляет только казаться кем-то для других. Возникает желание всем угодить, чтобы в глазах других казаться тем, кем его хотят видеть. Это видно в эгоистичном стремлении добиться определённых результатов ради какой-то оценки, которую дадут ему окружающие люди. После чего приходит временное удовлетворение от похвалы и одобрения, но внутреннее чувство нехватки «чего-то» остаётся. Это связано с тем, что человек сделал, то чего на самом деле не хотел – он просто угодил чьим-то ожиданиям, взглядам, требованиям и т.п.

Зависимостью от общественного мнения сейчас страдают многие. Человек даже боится танцевать исходя из того, что его может осудить окружение, т.е. угодить другим. Маленькие дети, если слышат музыку не оглядываются по сторонам (не боятся), а просто берут и начинают танцевать – потому что им так захотелось. Совершенно противоположная ситуация происходит со взрослым человеком. Причина возникновения таких ограничений и есть детский страх наказания. Понимая это можно избавиться от всех пустых страхов раз и навсегда. Стать свободным человеком и делать, то что действительно хочется и быть по настоящему счастливым. Когда общество требует от человека соответствовать шаблону и говорит как должно быть, то всегда есть выбор угодить кому-то или уверенно сказать: «Я не хочу!»

30.04.2011, 02:48

Очень точно сказано, Nananan!

Большинству родителей не мешало бы почитать эти строки… А то больно уж все рвутся все становится папами и мамами, будто знают, каким должен быть человек. Забывают, что все это – лишь их собственное понимание, которое им также навязали, в большинстве случаев…

Марина Андреева

30.04.2011, 03:38

С рождения ребёнок знает, чего он хочет и что не хочет. Если ребёнку предложат покушать еду, которая ему не нравится, то он скажет: «Я не хочу» и не станет есть. Но очень часто родители, родственники, воспитатели, учителя и д.р. после того, когда ребёнок говорит: «Я не хочу!» — берут и заставляют его насильно под разными предлогами. Сначала ребёнок сопротивляется давлению во время принуждения. Он говорит: "Не хочу" и даёт понять своим поведением, что не станет этого делать. И взрослые это прекрасно понимают….

такое ощущение, будто родители во вред ребёнку это делают. Взрослые также прекрасно понимают, что ребёнку нужно есть, не уверена, что нужно есть определённое количество раз в день и в определённое время, но врачи так советуют. И взрослые вроде как соответствуют их рекомендациям в отношении детей. Другое дело, что через край в него еду пихают, прямо аж до заворота кишок…

Но. Часто действия взрослых во благо детей, вопреки "не хочу" их детей, оказываются верными. И подрастая, дети понимают, что родители-таки были правы. Часто ведь можно услышать, ну или почувствовать, мол "мама, ты была права"…

Чтобы у ребенка появился страх наказания, нужно чтобы его для начала этим самым наказанием напугали.

Сильный страх наказания у ребенка, что делать?

И дело не в том, что он говорит "Не хочу!", а в том, что после этого самого "Не хочу!" следует. Я заставляю своего ребенка делать что-либо, не потому что это нужно мне, а потому что это нужно ему. Другое дело, что нужно научиться убедить, а не заставить по средствам запугивания. А до этого еще нужно дорасти…

Трикветра

13.06.2011, 16:05

Страх наказания обычно следует из чувства вины. Если взрослый человек ни в чём не ощущает себя виноватым, то он не будет бояться, что жизнь его накажет. И этот рефлекс ожидания наказания самоустранится. Поэтому чувство вины требует глубокой проработки.
Позитивный аналог чувства вины — ответственность. То есть надо объяснять ребёнку, что он ни в чём ни перед кем не виноват, а что его учат ответственности. И чем лучше передать ему эту суть, тем меньше негативных последствий. Другой вопрос, что мало у кого хватает терпения объяснять это ребёнку.

Одним из самых сильных страхов, который мешает многим из нас добиваться своих целей – это страх ответственности, который проявляется в боязни принимать решения.

Страшась ответственности, то есть принятия решений мы так и остаемся ни с чем, мы отказываем себе во всех удовольствиях этого мира, которые по праву принадлежат нам. И все оттого, что однажды в нашей детской жизни мы услышали:

— Семь раз отмерь, один раз отрежь;

— Смотри, не ошибись в выборе. Ты можешь принять неправильное решение.

И мы начинаем испытывать страх ответственности. Мы убеждены, что все у нас должно получаться идеально и  с первого раза.

Боязнь наказания: откуда берется, и что с этим делать

Но ведь, ни для кого не секрет, что совершенству не может быть предела:). И всегда можно сделать лучше, обвинив то, что уже есть в ошибочности и неправильности. Однако часто мы не осознаем это и даже перестаем отдавать себе отчет в том, что учимся на ошибках. Наше стремление, во что бы то ни стало соответствовать идеалу, сковывает нас по рукам и ногам.

Есть и другая сторона страха перед выбором, то есть страха ответственности.

Это страх, связанный с переменами в нашей жизни. Мы боимся принимать рискованные решения, которые, как нам кажется, могут привести нас к жизненному краху.

Особенно этот страх усиливается, когда активно включается внутренний голос в голове, который так и норовит описать все в самых жутких тонах и красках:

А что со мной будет, если я поступлю вот так…

а что со мной будет, если поступлю вот эдак…

Когда внутренняя "болтушка" включается на полную громкость — вместе с ним начинает подкатывать страх. Мы пытаемся просчитать будущее,  контролировать внешние обстоятельства.

Но ни то, ни другое на самом деле невозможно на 100%.

А что же тогда возможно предпринять, чтобы справиться со своими страхами перед выбором?

Для того чтобы справиться со страхом принятия решений, необходимо изменить свое отношение к ситуациям, в которых необходимо сделать выбор.

Что это значит?

А это значит, что мы можем заменить привычную для нас модель:

“Проигрыш — выигрыш”,

на новую модель:

”Выигрыш такой – выигрыш другой”.

То есть мы начинаем относиться к ситуациям так, как будто мы не можем проиграть в принципе:).

Зато мы можем получить, в той или иной ситуации, или один результат или другой.

Поэтому нам не составит труда заменить у себя в голове установку:

— Что же делать, чтобы не облажаться,

которая вынуждает лишь беспокоиться и изводить себя сомнениями, но так и не решаться предпринять действия,

на установку:

— Я всегда побеждаю!

которая придает сил и побуждает к решительным действиям.

Потому, что в действительности мы ничего не теряем, а только приобретаем, независимо от того какой выбор сделали и какой поступок совершили.

И когда мы начинаем мыслить и рассматривать окружающие события таким образом, любые наши действия будут приводить нас к благоприятным результатам. Просто эти результаты будут разными, только и всего. Иными словами мы видим в окружающих нас событиях, новые возможности, а не проблемы.

Вот как мы можем мыслить:

“А вот это уже интересно! Новая, перспективная работа! Если я соглашусь, у меня появится новые интересные перспективы для профессионального роста, новые связи и знакомства, новый профессиональный опыт. И не важно, если что-то пойдет не так и мне придется уволиться. Всегда можно найти более интересную работу! (И не только работу)  Хотя найти хорошую работу сейчас не так-то просто, не сомневаюсь, я смогу найти для себя подходящую. В любом случае, это пойдет мне на пользу, получу опыт успешного прохождения собеседований. Ведь это важно – легко устанавливать контакт с новыми людьми. Впрочем,  и на этом месте работы еще не все возможности исчерпаны…”

Посмотрите, что бы ни произошло, мы ничего не теряем, при здоровом отношении к обстоятельствам. И такое отношение к жизни лишь добавляет в нее драйва:) и доверия к себе и Миру.

Страхи человека. Как избавиться от страха?

Нежелание брать на себя ответственность, принимать решения, привычка обвинять во всех своих бедах окружающих и обстоятельства, – типичная характеристика людей, которых в нашем обществе называют инфантильными. Им сложно добиться высот в карьере и построить гармоничные отношения в семье.

Психологи выделяют три основные причины такого поведения: ошибки в воспитании, неуверенность в себе и нежелание расставаться с молодостью.

Гиперопека родителей и желание все решить за ребенка часто оборачивается его несамостоятельностью. Психологи отмечаютпериод 8-12 лет как время, когда ребенок уже должен ощущать ответственность за себя самого, за свои слова и поступки. Инфантильность, как правило, возникает не на пустом месте. Доделывание за ребенком уроков, собирание его портфеля, выгораживание во всех ситуациях, даже если он не прав, – это маленькие шаги на пути к рождению больших проблем.

Другой причиной инфантильности может быть страх, что ничего не получится, поэтому такие люди предпочитают следовать за другими, слушать совета окружающих, боясь совершить ошибку. Такое поведение может объясняться либо особенностями характера, либо сложными взаимоотношениями с родителями в детстве, когда ребенка унижали или не считались с его мнением.

И, наконец, третья причина – нежелание взрослеть. Люди надевают на себя маску ребенка, чтобы, как им кажется, подольше оставаться молодыми.

Борьба со страхом ответственности

На самом же деле это выглядит смешно и нелепо и вызывает в обществе скорее отторжение, нежели восхищение. Такие люди не хотят нести на себе груз ответственности взрослого человека, желая и дальше оставаться беззаботными.

Как побороть инфантильность и научиться самостоятельно принимать решения? Психологи говорят, что осознание того, что у вас есть черты инфантильного человека, – уже большой шаг вперед. А начинать нужно с малого. Например, приучать себя к определенному режиму дня и анализировать свои прошлые неудачи. Очень хорошо помогают и более радикальные меры – переезд в другой город по работе или учебе или начало самостоятельной жизни вдали от родителей.

Главное – помнить, что инфантильность – это не необратимая черта. При желании ее можно побороть и стать самостоятельным человеком, готовым полностью брать ответственность за себя и за свои действия.

Тэги:&nbspработа, genetictest, ilovegenetictest, способности, психология, смелость, страхи, самодисциплина, ответственность, взаимоотношения, воспитание, инфантильность, взросление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *