Ментальные расстройства

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Юдина К.А.

Проблема нарушений поведения у детей с ментальными нарушениями в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием является актуальной на протяжении всего существования человечества.

В наше время рождение детей с нарушениями в развитии очень распространенное явление. Все больше родителей сталкиваются с этой проблемой и многие из них, к сожалению, вынуждены погружаться в проблему отклоняющегося развития для того, чтобы помочь собственным детям социализироваться.

Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Было установлено, что у таких детей отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза ввиду органической недостаточности центральной нервной системы. Подростки с ментальными нарушениями, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции).

Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм .

Определение понятия "ментальные нарушения " имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки .

Не менее важно практическое значение правильного определения понятия "ментальные нарушения". Для детей с ментальными нарушениями создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Такие дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. В жизни мы встречаем детей, которые имеют нарушения интеллекта. Недостаточность интеллектуальной деятельности сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Определение понятия "ментальные нарушения " имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны. Дать правильное определение понятия — значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки .

Подросткам с ментальными нарушениями уделяется особое внимание. Изменения системы отношений во всех сферах современного социума, их стремительный темп ставят эту возрастную группу в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость. Основаниями для этого являются представления о человеке, как о биосоциальном существе, возрастные особенности детей, среди которых на первое место выдвигаются несбалансированность и незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики и личностных характеристик.

Изучением проблемы поведения у детей с ментальными нарушениями занимались различные исследователи. Так за последние годы психологами и педагогами был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения детей подросткового возраста. Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др.

Важное место в данной проблеме занимает тема агрессивного поведения подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Что такое ментальные нарушения

Подросток с ментальными нарушениями – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.

Преодоление проявления агрессивного поведения детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями даст лучшие результаты, если наряду с традиционными воздействиями учебно-воспитательного процесса, будет применен комплекс специально составленных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики, коррекции и профилактики проявления агрессивного поведения у подростков с нарушениями интеллекта.

Изучение основных факторов нарушений поведения у подростков с ментальными нарушениями описаны в работах Э. Я. Альбрехт, Г. Г. Запрягаева, Д. Н. Исаева, К. С. Лебединской, В. А. Малинаускене, М. С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих нарушениями интеллекта, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения (Сеген Э; Ковалевский П. И; Фелинская Н. И; Балинский И. М.; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей с нарушениями интеллекта к психотравмирующим ситуациям (Фрейеров О. Е; Исаев Д. Н.), третьи связывали нарушения поведения и эмоциональные расстройства при ментальных нарушениях с органической неполноценностью самой нервной системы, а именно с повреждением ее подкорковых областей (Певзнер М. С.; Сухарева Г. Е. и др .

По мнению некоторых исследователей, психическое недоразвитие может обусловливать возникновение таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость; способствовать снижению волевых процессов, повышению внушаемости, снижать в определенных условиях сопротивляемость к воздействию различных ситуаций, облегчать реализацию импульсивных, непродуманных поступков, снижать способности прогнозирования последствий своих поступков, обусловливать низкую степень переносимости длительных психотравмирующих воздействий. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях легче воспринимаются и усваиваются внешние негативные воздействия, существенно затруднено усвоение системы морально-нравственных запретов и норма социального поведения (Антонян Ю. М., Гульдан В. В.; Поппе Г. К., и др.).

Эти особенности отрицательно сказываются на личности подростка с ментальными нарушениями, могут способствовать нарушениям поведения и затруднять социальную адаптацию. Но наличие интеллектуальных нарушений не предполагает фатальной неизбежности нарушений поведения. Медико-биологическое и генетическое неблагополучие не являются сами по себе причинами поведенческого неблагополучия, им принадлежит второстепенная роль среди детерминант нарушений поведения. Ведущее место занимают отрицательные личностные особенности, формирующиеся под влиянием психического недоразвития.

Поведение детей старшего подросткового возраста с ментальными нарушениями отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.Подростки с ментальными нарушениями воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Исследование особенностей и нарушений поведения детей с ментальными нарушениями в нашей работе представлено изучением уровня агрессивности. Агрессия — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений .

Формы проявления агрессивности у старших подростков с ментальными нарушениями, как правило, бывают следующие:

  1. Компенсаторно-защитная реакция и реакция протеста на трудности в взаимоотношениях.

  2. Различные извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения).

  3. Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.

  4. Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.

  5. Проявление групповой солидарности.

  6. Становление самоутверждения .

Становление агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями – сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Согласно уже имеющимся исследованиям, проблема агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями, за последние десятилетия вызывала интерес и на сегодняшний день является так же актуальной.

В рамках лабораторно-практических занятий по различным дисциплинам студенты, обучающиеся в ВГСПУ по специальности «Специальная психология» посещали центр социально — трудовой реабилитации для инвалидов «Теплый дом» г.Волгоград. Во время проведения занятий в центре мы обратили внимание на данную проблему, после чего провели диагностику агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями использовав методики:

  1. Методика «Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов)

  2. Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

  3. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Дукаревич)

Качественный анализ результатов методик показал, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого подростка. У 50 % детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Средний уровень агрессивности у 40 % подростков от общего числа детей экспериментальной группы. Низкий уровень агрессивности был выявлен у 10 %.

Психокоррекция и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями не только социально значима, но и психологически необходима. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности детей старшего подросткового возраста принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, в частности в рамках образовательного учреждения. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков с ментальными нарушениями становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Можно сделать вывод, что необходимо проведение системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении детей, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, проблема агрессивного поведения у подростков с ментальными нарушениями является актуальной и на сегодняшний день и имеет много вопросов, нуждающихся в исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Питер, 2006. – 88 с.

  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Владос, 2005. – 289 с.

  3. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2007 — 208с.

  4. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы/ Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. — М., Архангельск, 2003. – 56-57

  5. Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,2008 . – 234с.

  6. Шипицына, Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов; КолегЭлидисУэлс, Великобритания,2005. – 290 с.

Использование ментального потенциала для лечения болезней

Как говорили мудрецы древности: «Ясный ум — лучшая защита против всех болезней». Бредовые идеи и психологическая деформация современного европейского общества не оставляют обычному человеку практически никаких шансов сохранить свое здоровье Утверждение, что источником болезней являются болезнетворные микробы и вирусы, по своей неадекватности не уступает утверждениям средневековых алхимиков. Практически с тем же успехом мы можем объявить, что источником всех болезней является повышенная температура тела. Да, от повышенной температуры так же, как и от воздействия болезнетворных микробов, человек может умереть. Однако и повышенная температура, и воздействие микробов и вирусов — все это только следствия. Казалось бы, после открытий Селье, Казначеева и многих других всемирно признанных ученых, после открытия для европейцев восточной медицины, йоги, ци-гун, айюрведы все должно измениться. Однако современная европейская цивилизация обладает удивительным иммунитетом к здравому смыслу. Могут ли оставаться здоровыми люди, убежденные, что крепость их здоровья прямо пропорциональна стоимости их питания, количеству зарабатываемых денег и их социальному статусу? Долго ли продержится человек, пилящий сук, на котором сидит?

Человек с деформированным сознанием не в состоянии понять причины своих болезней и сознательно развивать силы своего организма. Какое же сознание следует считать естественным, а какое деформированным? Каковы критерии правильного и неправильного мышления? Дело в том, что человек стал существом «мыслящим», а точнее говоря, восприимчивым к ментальным процессам, вовсе не потому, что ему приказало начальство или это стало модным. Человек начал пользоваться мыслями в силу определенных законов природы, будучи частью одного из ее эволюционных процессов. И ментальный потенциал каждого человека, правильность его мышления и сознания определяется соответствием этому процессу.

Соединение психики человека с ментальными процессами означало переход от конкретных представлений, привязанных к предметам окружающей среды, к комплексам представлений и информационным процессам, охватывающим гораздо более широкие горизонты различных реальностей, В результате возникла иллюзия особого человеческого мышления и иллюзия независимости человека от природы, от мироздания,

На самом деле в ментальном пространстве так же, как и в географическом пространстве, существуют свои области и регионы. И так же, как развитие и жизнедеятельность организма зависят от географической среды обитания, так и развитие и функционирование мышления и сознания зависит от ментальной среды обитания, К числу различных областей ментального пространства могут быть, отнесены, например, различные национальные культуры. Так, например, если мировосприятие и представления человека сформировались в рамках какой-нибудь восточной культуры, а мыслить он пытается современными европейскими категориями, то его сознание и мышление будут отрываться от своей естественной психоэпергетической основы.

Здесь могут возразить, что есть общие закономерности мышления, что таблица умножения одинакова для всех культур. Однако, даже у собаки можно выработать систему условных рефлексов, соответствующую отношениям таблицы умножения, и научить ее адекватно реагировать, но это еще не значит, что собака становится разумным существом. Разум потому является разумом, что в основе своей имеет определенное мировосприятие, определенную культуру, определенные энергоинформационные процессы. Будучи оторванным от этих процессов, он разрушается.

Обладая социальным восприятием, люди могут отличить негра от азиата или европейца, осознают свою расовую и национальную принадлежность и связанные с ней особенности. Они видят, чем их тело отличается от тел других людей и вместе с тем видят то общее, что делает их частью человеческого рода.

Иначе обстоит дело с мышлением. Люди не осознают ни отличий своего мышления, ни того общего, что делает их внутреннее «Я» частью единого энергоинформационного потока. Подавляющее большинство людей не в состоянии воспринимать процессы мышления, у них не сформировано ментальное восприятие. Поэтому они не осознают, что европейская цивилизация — это грандиозное крушение разума, ментальных традиций, созданных древними культурами. По существу, это свалка ментальных отходов и обломков, где полностью потерян смысл жизни, где главной целью существования для большинства людей является получение должностей и денежных знаков. Трудно представить себе более нелепую цивилизацию.

Наиболее глубокие и разрушительные деформации сознания мы будем называть социальными иллюзиями. Помимо социальных иллюзий, нарушающих ориентацию человека в ментальном пространстве, имеются иллюзии, непосредственно разрушающие его здоровье. Наиболее патогенной иллюзией, которую можно назвать ментальным источником всех человеческих болезней, является иллюзия независимого существования человеческого организма. Наличие этой иллюзии объясняет, почему мы в упор не видим и не хотим видеть открытий академиков Вернадского, Казначеева, Годика и Гуляева, а также многих других исследователей, изучающих энергоинформационные процессы. Эти открытия показывают, что человеческий организм является, как и все живые организмы, частью, органом единого живого организма планеты — биосферы. Однако вместо кровеносных сосудов и нервных волокон между всеми живыми организмами планеты существуют другие, более тесные связи через энергоинформационные процессы. И если от болезни, передаваемой через кровь, чаше всего можно вылечиться, то от болезни, передаваемой энергетически, вылечиться гораздо труднее.

Иллюзия независимости жизнедеятельности организма порождает ряд других фундаментальных иллюзий и деформаций сознания. Например, в европейской цивилизации считается возможным, а в некоторых случаях целесообразным, убийство и нанесение вреда другим живым существам и даже людям. Это все равно, как если бы одна рука человека хотела бы отрубить другую руку, чтобы оставшейся доставалось больше питательных веществ от организма. Организм, органы которого сражаются друг с другом, вряд ли можно считать нормальным. Что же в таком случае можно сказать о людях европейской цивилизации? Именно здесь рождается пренебрежение и даже враждебность европейского человека к своему собственному телу, собственному здоровью и собственному внутреннему «Я».

Испорченное мышление отдает команду подсознанию и телу, команду уничтожить какое-нибудь живое существо. Однако подсознание и тело «видят», что вес живые существа — это части одного тела природы. С точки зрения подсознания и тела уничтожение других существ — это уничтожение самого себя. Поэтому человек, убивающий другие существа, программирует на самоубийство свое собственное подсознание и тело. Отсюда становятся понятными так называемые «непроизвольные» самоубийства. Многие люди, находясь в высоких местах, испытывают непонятную тягу к пропасти, странное желание прыгнуть вниз. У многих возникают вроде бы ничем не обусловленные мысли броситься под проходящий поезд или автомобиль. Многие «несчастные случаи» при соответствующем изучении могли бы быть объяснены внутренней подсознательной запрограммированностью на самоубийство, и технический прогресс — это ничто иное, как реализация данной программы.

Можно ли после этого удивляться пренебрежению европейцев к своему здоровью, распространенности таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания? Можно ли удивляться тому, что миллионы людей страдают простудными заболеваниями, а некоторые даже ухитряются от них умирать, хотя профилактика и снятие этих болезней осуществляются элементарнейшими методами, доступными любому человеку? То же самое можно сказать и про большинство других болезней, и про общий уровень здоровья в европейской цивилизации.

Поэтому главной предпосылкой здоровья в условиях европейской цивилизации является преодоление иллюзии независимости организма. Как не может существовать лист, оторванный от дерева, так не может быть здоровым человек, теряющий свой энергетический контакт с природой. Чтобы создать правильное представление о своем организме, можно использовать упражнение, основанное на древнем учении о космической функции живых существ на Земле. Согласно этому учению, природа создала на Земле живые существа, чтобы через них Земля могла осуществлять энергетический обмен с Космосом,

Упражнение называется «Соединение с природой». Вначале необходимо принять медитативную позу и в течение нескольких минут сосредоточиваться на дыхании. Когда концентрация станет глубокой, сосредоточивайтесь на том, что ваше дыхание является продолжением дыхания всех ваших предков, как человеческого рода, так и более древних, вплоть до простейших существ, Оно передано вам, как огонь от одного факела к другому. На третьем этапе осознавайте, что ваше дыхание стало возможным только потому, что вместе с вами дышат бесчисленные растения, наполняющие атмосферу кислородом, а также бесчисленное множество других существ, обеспечивающих жизнь вашему роду и непосредственно вашему организму. Почувствуйте, как ваше дыхание связано с дыханием всех живых существ планеты. И наконец на последнем этапе почувствуйте, как через ваше дыхание соединяются Земля и Космос. Во время вдоха силы Космоса опускаются через ваше тело к Земле, а во время выдоха силы земли поднимаются через ваше тело к космосу. Почувствуйте, что вся ваша жизнь — это дыхание Природы. Ориентировочное время выполнения — 10—15 минут для каждого этапа. Серьезная практика этого упражнения становится фундаментом для сознательного развития сил организма и использования различных методов профилактики и снятия болезней. Кроме того, правильное использование силы представлений дает возможность, с одной стороны, избегать многих неприятностей, несчастных случаев и травм и, с другой стороны, эффективно преодолевать их последствия. Так, Д. Г. Скотт в своей книге «Сила ума»* приводит пример, когда одна из ее учениц, готовясь к переезду на новую квартиру, упала и сильно ударилась головой об угол стереоколонки. Травма была очень серьезная, и многие бы растерялись на ее месте, но потерпевшая прошла курс ментальной тренировки и умела управлять своим состоянием и своими представлениями, «…она спокойно легла, прижала к ране носовой платок и сосредоточилась на том, чтобы остановить кровотечение. Она представляла, как сосуды у нее в голове сжимаются, и движение крови замедляется, и через несколько минут кровотечение прекратилось. Затем, по-прежнему оставаясь спокойной, расслабленной и не ощущая боли, она пролежала около 15 минут, чтобы справиться с первоначальным шоком, от которого у нее кружилась голова, и она сконцентрировалась на том. чтобы отогнать это чувство. Как только оно прошло, Джуди спокойно позвонила в отделение помощи при несчастных случаях в больнице, ее отвезли туда, и когда врачи накладывали 11 шов, чтобы зашить большую рану у нее на лбу, она представляла, что она улетает из тела и наблюдает за этим процессом сверху. В это время она продолжала думать о своей цели — вернуться домой и как можно скорее приняться за работу. В результате процедура прошла очень быстро. Она практически не испытывала боли, и примерно через четыре часа после инцидента она вновь принялась за работу». Для сравнения можно привести известный пример из жизни Эрнеста Хэмингуэя: когда ему на голову упала оконная рама, он оказался выведенным из рабочего состояния более чем на полгода. Та же Д. Г. Скотт приводит пример, когда одна учительница, поскользнувшись в своей спальне, сломала бедро, несколько недель пролежала в гипсе и, в конце концов, еще два года после этого постоянно ложилась в больницу, потому что ее негативный настрой вызывал различные страхи. Эти страхи приводили к тому, что она представляла себя инвалидом, и это наводило ее на мысль о самоубийстве, вместо того, чтобы концентрироваться на быстром выздоровлении.

Иллюзия независимости организма порождает ряд вредных привычек и установок, неминуемо ведущих к ослаблению и разрушению организма, к появлению все более тяжелых расстройств и заболеваний, В своей совокупности вытекающие из иллюзии независимости тенденции, установки и привычки образуют в глубинах подсознания стремление к саморазрушению, к самоубийству и связанные с этим стремлением болезненные желания. Наличие таких желаний заставляет человека заблуждаться и обманывать самого себя. Почти все мировоззренческие и философские системы европейской цивилизации, начиная с религиозных аскетических систем и заканчивая эпикурейством, являются попытками рационального обоснования этих болезненных и противоестественных привычек и желаний.

Поэтому нередко бывает так, что на словах и в осознаваемых мыслях человек вроде хочет избавиться от вредных привычек, а на более глубоких уровнях «Я» все его существо стремится к этим привычкам. При этом любая работа по преодолению этих привычек заранее обречена на провал.

С другой стороны, не следует забывать, что Деформациям и иллюзиям подвержены только те уровни «Я», которые доступны влиянию цивилизации. Поэтому во время тяжелых физических, нервных и психических болезней разрушаются именно эти «цивилизованные уровни». В результате те системы организма и психики, которые сохранили свою связь с Природой и остались естественными, очищаются от гнета деформаций и загрязнений и получают возможность полного и свободного развития. Отсюда нередки случаи, когда после тяжелых болезней или душевных переживаний сознание человека очищается, он возвращается к естественному мировосприятию и происходит подъем его духовных и физических сил.

Однако во многих случаях загрязнение психики и деформации энергетических полей человека заходят так далеко, что для очищения требуется полная физическая смерть организма. Поскольку методы работы за пределами физической жизни нам неизвестны и недоступны, представляется нецелесообразным ждать, когда болезни и несчастья сами очистят нашу психику. Следует использовать те здоровые желания, которые у нас еще остались, и, опираясь на них, проводить работу по сознательному преодолению вредных привычек и восстановлению всех сфер своего внутреннего «Я».

Можно выделить следующие этапы преодоления вредных привычек и восстановления энергетических потенциалов. Во-первых, это формальное согласие с необходимостью избавления от тех или иных вредных привычек (не стоит браться сразу за все, лучшее преодолевать их по одной). Если человек не хочет ничего менять в себе даже на словах, то ни о какой внутренней работе не может быть и речи. Например, если пьяница не только хочет пить, по и считает это разумным и необходимым, то вряд ли он станет интересоваться психоэнергетикой мышления или здоровым образом жизни.

Когда на уровне рационального мышления необходимые предпосылки сложились, то можно переходить к второму этапу — анализу своих подлинных желаний и намерений на уровне подсознания. Для этого следует, используя метод ментальной локации, посмотреть, насколько желания соответствуют мыслям, и от каких вредных привычек наше внутреннее «Я» стремится избавиться в первую очередь. Позитивные желания — это энергетическая основа работы по самосовершенствованию. Мы должны находить их в глубинах нашего «Я» и открывать им путь в нашу жизнь, развивать и использовать скрытые в них силы и возможности.

Если в вас созрело сознательное и искреннее намерение избавиться от какой-либо вредной привычки, то целесообразно начать с практики следующего контрольного упражнения, которое одновременно является переходом к третьему этапу. Это упражнение мы называем «Корень болезней». Все болезни, которыми болеет человек, имеют свои корни в привычках человека. Нет такой болезни, которая бы не была следствием той или другой вредной привычки. Многие не согласятся, так как осознать эту связь достаточно сложно. На этом и построено упражнение «Корень болезней».

Для его выполнения нужно принять медитативную позу и в течение нескольких минут сосредоточиваться на всех сферах своего «Я»: теле, эмоциях, мыслях и своем месте в окружающем мире. Достигнув глубокого сосредоточения, следует сконцентрировать свое внимание на негативных сторонах преодолеваемой привычки, на вопросе: «Что плохого приносит эта привычка моему организму и моей психике?». Мысленно задавая себе этот вопрос, все глубже сосредоточиваясь на нем, наблюдаем, какие ассоциации, какие мысли и ответы возникают в нашем сознании. Затем переходим ко второй половине упражнения: развиваем представление об освобождении от этой привычки и сосредоточиваемся на тех успехах, которые в результате будут достигнуты. Заканчиваем упражнение полным расслаблением. Ориентировочная продолжительность упражнения — два часа.

Еще раз следует подчеркнуть, что в основе любой болезни лежит соответствующая привычка. Без преодоления привычки лечение самой болезни может дать лишь временный результат. Как часто, например, врачи сталкиваются с проблемой, что человек, страдающий язвой желудка, вновь и вновь нарушает режим питания и вновь и вновь попадает после этого к больницу. Аналогичны истории и других заболеваний.

Но коль скоро мы не успели избавиться от какой-либо вредной привычки и дело дошло до заболевания, то оказываются необходимыми другие меры. В частности, для лечения болезней трудно переоценить эффективность описанного в предыдущей главе метода ментальной коррекции событий. Однако для получения с помощью этого метода радикальных результатов необходим высокий уровень подготовки и работа, как минимум, на уровне визуализации. С другой стороны, выздоровление может быть достигнуто только в том случае, если человек правильно использует хотя бы те представления, которыми он располагает. Если в сознании будут преобладать негативные представления, если, заболев, человек будет психологически настроен на ухудшение своего состояния, медицина может оказаться бессильной.

Ментальное отклонение это

Поэтому развитие и активизация положительных представлений является необходимым условием выздоровления.

Одним из самых неприятных проявлений болезней и других нарушений здоровья являются болевые ощущения. Здесь следует иметь в виду, что чувствительность к боли также зависит от состояния сознания человека. Хотя мы привыкли считать, что боль возникает в пораженной части тела, на самом деле боль возникает в сознании. Человек, потерявший сознание, не ощущает никакой боли. Именно сознание соотносит боль с тем или иным участком тела. Интересным явлением с этой точки зрения являются так называемые фантомные боли, когда, например, у человека с ампутированной ногой начинает вдруг болеть голеностопный сустав этой несуществующей ноги. То есть, несмотря на ампутацию, в сознании и Б подсознании остается ментальный образ этой ноги, который продолжает свое ментальное функционирование и порождает различные ощущения.

По существу боль — это комплекс физических и психических напряжений. Поэтому универсальным средством от боли является полное расслабление всего тела и, в особенности, того участка, с которым ассоциируется боль. Однако большинство людей не обладает навыками полного расслабления. Поэтому здесь мы дадим более доступную и хитрую технику снятия болевых ощущений.

Эта техника называется «Исчезновение боли». Исходное положение — лежа, для того, чтобы максимально снять с тела все напряжения. Затем сосредотачиваемся на "том участке тела, где ощущается боль. Стараемся как можно точнее определить точку, Е которой возникает боль. Стараемся выделить точку диаметром в один миллиметр и почувствовать, есть ли в этой точке боль. Если мы достаточно глубоко сосредоточимся на этой точке, то почувствуем, что в ней боли кет. Еще легче почувствовать отсутствие боли, если еще больше сузить точку сосредоточения: до 0,5 мм, до 0,2 мм и т.д., насколько возможно. Затем таким же образом мы сосредоточиваемся последовательно на всех близлежащих точках той части тела, где ощущается боль. И в каждой точке мы обнаруживаем отсутствие боли. Прозондировав таким образом все больное место, мы постепенно теряем ощущение боли. Боль исчезает.

Эта техника хороша для болей, связанных с внутренними болезнями и воспалительными процессами. для хронических головных и зубных болей. В случае физических травм, когда болевые ощущения жестко связаны с конкретными участками тела, следует использовать другой вариант этой техники. Необходимо сосредоточиться на характере болевого ощущения и попытаться определить его остроту, попытаться почувствовать, в чем эта острота заключается. Если мы глубоко на этом сосредоточимся, то увидим, что острота ускользает от нашего внимания, мы перестаем ее ощущать. Затем, таким же образом, снимем ощущение резкости, распространенности, тягучести и наконец интенсивности боли. И в заключение, можно сосредоточиться на том, чем боль привлекает к себе наше внимание. В результате ощущение боли может быть полностью снято.

Вся хитрость здесь заключается в том, что любая боль — это не сами ощущения, а их особое переживание, особое состояние сознания, связанное с этими ощущениями. То есть, по существу, любая боль фантомна, иллюзорна. Наше тело не знает боли. Наше тело знает только ощущения. Боль — это состояние сознания, которое мы рефлекторно связываем с той или иной частью тела.

Техника «Исчезновение боли» позволяет разрушить эту иллюзорную связь и спять то напряжение с сознания, то иллюзорное представление, которое мы называем болью. Единственная трудность, с которой здесь можно столкнуться, это неспособность человека к сколько-нибудь глубокому сосредоточению. Но, как уже было сказано выше, если человек сам стремится к болезням и страданиям и развивает в себе негативные привычки и установки, то никакие средства и методы здесь не помогут. Для каждого типа болевых ощущений того или иного рода в определенных частях тела могут быть рекомендованы конкретные системы представлений. Так, Д. Г. Скотт рекомендует следующую технику от головной боли: «Вначале сконцентрируйте внимание па головной боли. Заметьте, где она сосредоточена, и представьте себе ее «форму». Теперь проецируйте перед собой эту форму. Продолжайте держать ее перед собой. При этом представляйте лазерный луч света, выходящий из вашей головы и направленный на вашу головную боль. По мере того, как в нее направляется луч света, головная боль начинает дробиться и растворяться. По мере того, как она растворяется, продолжайте фокусировать свет на вашей головной боли. Потом, когда она прошла или утихла, выключите лазер и откройте глаза»

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

Законодательство

Понятие ментальной инвалидности

Термин «ментальная инвалидность» не используется в российском законодательстве, нет такого отдельного понятия и в Конвенции. В принципе, в российском законодательстве люди, имеющие инвалидность, как правило, не разделяются на какие-либо группы. На практике эти группы условно обозначаются, когда нужно рассмотреть особые потребности какой-либо группы людей с каким-либо типом инвалидности. При использовании термина «ментальная инвалидность» в настоящем докладе имеются в виду психические или интеллектуальные расстройства. Данный термин, по мнению авторов доклада, является менее стигматизирующим, чем понятие «психическое заболевание». Наличие психического расстройства не во всех случаях влечет установление инвалидности по российскому законодательству. В случаях, когда расстройство незначительно и оснований для установления инвалидности нет, помощь такому человеку может быть ограничена исключительно психиатрическим лечением. В то же время с точки зрения Конвенции понятие инвалидности шире, и включает в себя не только тех людей, которым формально установлена инвалидность. Это имеет практическое значение при применении Конвенции, поскольку преодоление существующих в обществе барьеров, прежде всего отношенческих, зачастую требует принятия практических мер в созвучии с принципами Конвенции. Например, человек, имеющий психическое расстройство (то есть устойчивое нарушение здоровья), которому тем не менее не установлена инвалидность, также вправе рассчитывать на принятие мер с целью улучшения доступности информации, если этого требует характер его заболевания.
В более серьезных случаях наличие психического расстройства может являться основанием для установления инвалидности, а также признания гражданина судом недееспособным, а это будет означать возникновение серьезных препятствий в использовании прав и свободном распоряжении ими. На практике и дееспособные граждане, имеющие психические расстройства, не всегда могут в полной мере реализовать свои права (например, право на труд или право на судебную защиту) по той причине, что существующие в обществе барьеры препятствуют этому. Люди, имеющие психические или интеллектуальные расстройства, чаще других подвергаются стигматизации и дискриминации.
Понятие «ментальная инвалидность» не всегда означает непосредственно «инвалидность» в том виде, как она определена в Федеральном законе «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого закона, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медикосоциальной экспертизы, утвержденные в 2014 году, к стойким нарушениям функций организма относят, в частности, нарушения психических функций сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений.
Российские специалисты в области психиатрии используют в своей профессиональной деятельности термин «лица, страдающие психическими расстройствами», упоминаемый в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи).

Ментальные расстройства

Вид психического расстройства устанавливается в соответствии с разделом F Международной классификации болезней (МКБ-10). Согласно статье 10 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диагноз психического расстройства устанавливается в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья.
В настоящем докладе термин «ментальная инвалидность» означает наличие у человека интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, отношенческими или иными), которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Это понятие используется для обозначения ситуаций, связанных с реализацией прав граждан, имеющих психические расстройства, нарушения интеллектуального развития и расстройства аутистического спектра, в том числе имеющих официально установленную инвалидность в связи с перечисленными особенностями, а также граждан, признанных недееспособными по решению суда. Термины «ментальная инвалидность», «психические расстройства» или «интеллектуальные нарушения» используются как равнозначные в данном докладе. При использовании любого из этих терминов имеется в виду та группа людей, которая в силу своих психических или интеллектуальных нарушений сталкивается с барьерами при реализации своих прав, что мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Наличие психического расстройства или нарушения интеллектуального развития само по себе не влечет признания лица инвалидом по российскому законодательству. Если расстройство не обладает признаками устойчивости и наличия ограничений определенной степени выраженности, лицо не может быть признано инвалидом и таким образом не подпадает под защиту законодательства о гражданах с инвалидностью. Однако психическое расстройство, несмотря на его незначительность и кратковременность, может вызывать нуждаемость в поддержке и защите для реализации гражданином своих прав и обязанностей. Такая поддержка гарантируется законодательством лишь в случае, когда гражданин признан инвалидом или недееспособным. В иных ситуациях защита не гарантирована законом. Основная причина в том, что российское законодательство содержит слишком узкое понимание инвалидности, связывая его с определенными ограничениями жизнедеятельности самого человека; таким образом, «невидимыми» для законодательства остаются барьеры, существующие в обществе.
В тексте данного доклада мы придерживаемся того понимания инвалидности, которое содержится в статье 1(2) Конвенции: к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. При использовании термина «люди с ментальной инвалидностью» имеются в виду те, кто независимо от факта признания их инвалидами нуждается в дополнительных гарантиях реализации своих прав в связи с имеющимися психическими или интеллектуальными нарушениями.

Метафизика cлабости, усталости, истощения

Вы часто устаёте без видимых причин? Постоянно испытываете недостаток энергии, вялость и физическую слабость? Рассмотрим метафизические (тонкие, ментальные, эмоциональные, психосоматические, подсознательные, глубинные) причины слабости, усталости и истощения.

Доктор Н. Волкова пишет: «Доказано, что около 85% всех болезней имеют психологические причины. Можно полагать, что и остальные 15% болезней связаны с психикой, но установить эту связь ещё предстоит в будущем… Среди причин возникновения болезней чувства и эмоции занимают одно из главных мест, а физические факторы – переохлаждение, инфекции – действуют вторично, как пусковой механизм…»

Доктор А. Менегетти в своей книге «Психосоматика» пишет: «Болезнь – это язык, речь субъекта… Для понимания болезни необходимо раскрыть проект, который субъект создаёт в своём бессознательном… Затем необходим второй шаг, сделать который должен сам пациент: ему следует измениться. Если человек психологически изменится, то болезнь, будучи аномальным течением жизни, исчезнет…»

Вот что пишут об этом всемирно известные эксперты в данной области и авторы книг по данной тематике.

ИСТОЩЕНИЕ

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит "Люби себя!"» пишет:
Истощение (или ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ) возникает при сильных эмоциональных и физических перегрузках и сопровождается потерей работоспособности, а также очень часто беспокойством или депрессией. Симптомами истощения являются повышенная утомляемость, потеря вкуса к жизни и сексуального влечения. У человека, страдающего от истощения, возникает чувство, что он сражается с машиной, системой, с чем-то очень большим и непобедимым. Истощение чаще всего наблюдается у руководящих работников, медсестер, преподавателей, а также у представителей других профессий, работающих в составе крупной организационной структуры. Истощение часто путают с депрессией. О различиях между этими заболеваниями вы можете узнать из статьи ДЕПРЕССИЯ.
Эмоциональная блокировка:
Согласно моим наблюдениям, от истощения чаще всего страдает тот, кто находится в плохих отношениях со своим родителем того же пола. В детстве и юности этот человек хотел произвести благоприятное впечатление на своего отца или мать, всячески ему или ей угождая, но так и не получил желаемого признания. Такие люди обычно чувствуют себя зависимыми и беспомощными. Не веря в свою самостоятельную значимость, они обычно трудятся изо всех сил, словно пытаясь кому-то что-то доказать. Они путают ДЕЛАТЬ и БЫТЬ. У них обычно складывается репутация работящих людей, и все же им часто кажется, что их усилия воспринимаются как должное. Они ждут от жизни слишком многого и чувствуют себя очень одинокими, когда никто не признает или не ценит результатов их деятельности. В конце концов они разочаровываются и говорят себе: «Кому, черт возьми, нужно то, что я делаю?» После этого они утрачивают веру в себя, начинают чувствовать себя беспомощными и быстро сдаются. Больше они ничего не могут сделать; более того, у них даже не остается желания что-либо делать.
Ментальная блокировка:
Если все сказанное выше относится к тебе, постарайся как можно быстрее разобраться в себе и признать себя таким, какой ты ЕСТЬ. Когда-то ты решил, что чем больше будешь работать, тем сильнее будут любить тебя родители. Теперь только сам ты можешь избавить себя от этого заблуждения. Ни один человек в мире, включая тебя самого, не имеет права приказывать тебе прыгать выше головы. Любить себя — значит признать свои способности, возможности и слабости, а вместе с ними и все, что из них. проистекает. Если у тебя сложилось впечатление, что один из твоих родителей требовал от тебя слишком многого, ты ошибался. Ты сам этого требовал от себя. Когда ты повзрослел, в результате психологического переноса таким родителем для тебя стала твоя работа, и ты по-прежнему стараешься заслужить чью-то любовь своим прилежанием и трудолюбием. Ты должен немедленно пересмотреть свое отношение к работе. Ты не обязан все время совершать подвиги, чтобы произвести впечатление на начальство только потому, что оно часто и с удовольствием требует от подчиненных невозможного. Ты имеешь право сказать «нет», если чувствуешь, что у тебя не хватит сил. Человек, который знает и учитывает пределы своих возможностей, реже становится объектом критики и вообще живет более счастливо. Не забывай о том, что, когда человек счастлив, его энергия непрерывно пополняется. Считается, что истощение вызвано недостатком энергии, в действительности же недостаток энергии вызван истощением способности человека любить.

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «"Рейки" — универсальная энергия жизни» пишут:
От истощения страдают почти исключительно женщины, и чаще всего в подростковом возрасте.

Ментальные расстройства это что

Истощение символизирует неосознанное бегство от телесности, сексуальности и женственности, которые проявляются вовне также в преувеличенном стремлении к чистоте и воздержанию. Необходимо, чтобы ты вернула из ссылки свою женскую сторону, стремление к теплоте, близости и сексуальности — и приняла их. Только добровольно принимая все области жизни, ты найдешь внутреннюю целостность и с нею — истинную свободу.

СЛАБОСТЬ

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» пишет:
Слабость — Потребность ума в отдыхе.
Гармонизирующие мысли: Я с энтузиазмом отношусь к жизни, энергия и энтузиазм переполняют меня.

УСТАЛОСТЬ

Луиза Хей в своей книге «Исцели себя сам» пишет:
Усталость — Сопротивление, скука. Занятие нелюбимым делом.
Гармонизирующие мысли: Я предоставляю своему сознанию веселый отпуск.

Лиз Бурбо в своей книге «Твоё тело говорит "Люби себя!"» пишет:
Следующее описание относится к тем, кто часто устает без видимых причин. Эти люди постоянно испытывают недостаток энергии, вялость и физическую слабость.
Эмоциональная блокировка:
У такого человека нет конкретной цели в жизни. Цель — это желание реализовать что-то конкретное в сфере делать или иметь. Наше эмоциональное тело, или тело желания, счастливо тогда, когда у нас есть хотя бы одна цель на завтра, одна цель на ближайшее будущее и одна цель на отдаленное будущее. Вместо того чтобы действовать и достигать этих целей, человек, который постоянно ощущает усталость, увязает в своих мыслях, тревогах и страхах, которые блокируют его действия и крадут его энергию.
Ментальная блокировка:
Ты либо считаешь, что чего-то недостоин, либо слишком серьезно относишься к жизни. Твой ум действует гораздо активнее, чем твое тело. Постарайся сначала оценить то, что есть в твоей жизни, найди в ней приятные стороны. После этого перечисли на листе бумаги все, что доставляет тебе удовольствие, и составь четкий план с намерением когда-нибудь его исполнить. Неважно, сколько времени у тебя это займет, но твое эмоциональное тело должно быть удовлетворено, иначе ты не сможешь в полной мере радоваться жизни. Сильная усталость является нормальным явлением после разрешения какого-нибудь важного конфликта. В то же время она может быть признаком начала ИСТОЩЕНИЯ.

Бодо Багински и Шарамон Шалила в своей книге «"Рейки" — универсальная энергия жизни» пишут:
Слишком большая усталость показывает, что жизнь или ответственность слишком велики для тебя, что тебе хотелось бы, пусть даже бессознательно, погрузиться в беспамятство — сон. Позволь себе отдых, к которому ты стремишься. Не понуждай себя к активности, насколько это возможно, но иди внутрь себя и собирай там новые силы, чтобы активность смогла стать выражением радости жизни. Дай себе побольше Рэйки. Тебе также может оказать большую помощь и какая-нибудь простая техника медитации.

Кэрол Ритбергер в своей книге «Сигналы тела: О чем говорят наши болезни» пишет о возможных психосоматических и метафизических причинах синдрома хронической усталости:
Общее описание. Ранее считалось, что этот недуг вызывается, главным образом, общим переутомлением вследствие перенапряжения в работе или пребыванием под длительным воздействием стресса; сейчас же исследованиями установлено, что этот синдром — результат аутоиммунного расстройства, поражающий, как ни странно, чаще женщин, чем мужчин. Есть еще не вполне доказанное предположение, будто он вызывается вирусом Эпштейна-Барра, виновника возникновения мононуклеоза, поскольку оба эти недуга имеют схожие симптомы.
Психологический портрет. Наиболее типичная глубинная причина возникновения синдрома хронической усталости — неудовлетворенность, идущая от умственной перегрузки и отсутствия времени на самое важное. Страдающие этим недугом переживают состояние, кото¬рое доктор Стивен Коуви, автор книги «7 привычек вы-сокоуспешных людей», называет «зависимость срочности»: ими движет необходимость сделать все не терпящее отлагательства, вместо того чтобы делать важное. Такие пациенты почти все как один утверждают, что до нача¬ла болезни они чувствовали, что их жизнь выходит из-под контроля, они перегружены, эмоционально холодны, хватаются то за одно, то за другое, не успевая радовать ся жизни. Они жалуются, что окружающие тянут из них энергию, всегда берут и ничего не дают взамен. У них нет времени на то, что им по душе. Они все его тратят на удовлетворение нужд других. Они страдают от синдрома безотказности — неумения сказать «нет», когда к ним обращаются за помощью. Им трудно распределять обя¬занности и поручать часть дел другим, они думают, что если не сделают все дела лично, то все будет сделано либо плохо, либо не в срок. Сопутствующие эмоции: гнев, обида, неудовлетво¬ренность, тревога, раздражительность, страх предательства. Глубинные потребности: потребности ума — чувствовать себя защищенными и контролировать жизнь. Что следует изменить: мысли.

Сергей Н. Лазарев в своих книгах «Диагностика кармы» (книги 1-12) и «Человек будущего» пишет о том, что основной причиной абсолютно всех болезней, является дефицит, недостаток или даже отсутствие любви в душе человека. Когда человек ставит что-то выше любви к Богу (а Бог, как говорится в Библии, есть Любовь), то он вместо обретения божественной любви устремляется к чему-то другому. К тому, что (ошибочно) считает более важным в жизни: деньги, слава, богатство, власть, удовольствия, секс, отношения, способности, порядок, мораль, знания и многим-многим другим материальным и духовным ценностям… Но это все не цель, а только средства для обретения божественной (истинной) любви, любви к Богу, любви, как у Бога. А туда, где нет (истинной) любви в душе, как обратная связь от Вселенной, приходят болезни, проблемы и прочие неприятности. Это нужно для того, чтобы человек задумался, осознал, что не туда идет, думает, говорит и делает что-то не так и начал исправляться, стал на правильный Путь! Есть множество нюансов, как проявляется болезнь в нашем организме. Подробнее об этой практической концепции можно узнать из книг, семинаров и видео-семинаров Сергея Николаевича Лазарева.

Поиски и исследования метафизических (тонких, ментальных, эмоциональных, психосоматических, подсознательных, глубинных) причин усталости, слабости и истощения продолжаются. Этот материал непрерывно корректируется. Просим читателей писать свои комментарии и прислать дополнения к данной статье. Продолжение следует!

Ольга Жалевич
www.zhalevich.com

Смотрите также…

Ниже представлены отдельные метафизические (скрытые, глубинные, внутренние, тонкие, духовные, ментальные, эмоциональные, психологические, психосоматические, подсознательные) причины и ядра подобных болезней и проблем метафизики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *