Влияние развода на детей

Влияние развода на психологическое состояние подростков.

Рекомендации родителям.

Автор: психолог Наталья Домкина

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.

Причин развода может быть много. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого. А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя. Считают, что они сами что-то не сделали, чтобы удержать в семье любимого родителя.

Боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Сердятся на того родителя, с которым остались жить. Некоторые начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети. У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность, теряют самоконтроль, устраивают истерики и сцены, плачут, страдают бессонницей, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Они могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п. У подростка может быть самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Подросток может ревновать. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей.

Как развод родителей влияет на детей

Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей, свою важность, у него есть чувство защищённости, безопасности и осознание того, что он не одинок.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу, у них может быть понижено чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою самостоятельность. Но такие ранние браки часто распадаются. Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

Отдаленные последствия развода зависят о того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д. По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение.

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей.

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать, считая это предательством по отношению к себе.

Рекомендации родителям:

Нужно разговаривать с подростком. Честно, открыто, обсуждать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребенку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним и по-прежнему останутся для него любящими и близкими людьми.

Очень важно помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей. Очень важно, что бы ребенок знал, что мама и папа продолжают любить его, даже если кто-то из них не всегда рядом, всегда останутся для него опорой.

Во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходиться делать выбор с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослым бывает трудно сделать такой выбор.

Не вовлекать в скандалы детей. Не выяснять отношений в присутствии ребенка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьезные проблемы – от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.

Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Маме не стоит внушать ребенку, что его отец – плохой. Убеждение, что все мужчины плохие, создает детям массу комплексов. Мальчик не может понять, как же ему-то вырасти хорошим, девочка не может представить, за что мужчин можно любить.

Поддерживать ребенка. Нужно постоянно говорить и показывать ребенку, что он любим, важен и значим, что семья не перестала быть семьей – просто теперь она будет немного другой. Очень важно, чтобы ребёнок не ожесточился, не замкнулся в себе, не потерял веру в маму и папу, знал, что его любят и он ни в чем не виноват. Ребенок не должен чувствовать себя эмоционально покинутым. Не подкупать ребёнка, а уделять ему время, внимание и свою любовь.

Не препятствовать общению отца с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.

Обеспечить активную социальную жизнь, чтобы ребёнок мог отвлечься от грустных мыслей, повысил свою самооценку.

По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребенка как можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же школе.

Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями, и в первую очередь учитывали интересы и чувства ребенка.

Дети разведенных родителей

Главной, пожалуй, особенностью семей с разведенными или разводящимися родителями, является обилие психических конфликтов, которые происходят не только между родителями, но и между родителями и детьми.

Жизнь в разводе изменяет условия жизни ребенка довольно серьезно: ребенку приходится отдельно переживать свое отношение к отцу и свое отношение к матери. Имеет место три аспекта:

— оба отношения разделены местом,

— ребенок проводит основное время с одним и только определенное время с другим родителем,

— разделение предполагает исключающее ИЛИ (или ребенок находится с одним родителем, или с другим).

Сразу после развода ребенку приходится привыкать к тому, что в одном и том же месте сразу с двумя родителями уже не побываешь. Приходится привыкать и к тому, что родители постоянно борются, в том числе они борются за воспитание ребенка (детей).

Бывшая триангулярная схема отношений рушится. Вместе с ней исчезает действие положительных эффектов, вызываемых ею. Триангулярная схема отношений помогает процессам индивидуализации ребенка, становлению его "Я". В полной семье ребенок чувствует себя более уверенно, существование второго родителя смягчает страхи в отношении первого.

В полной семье конфликты чаще разрешаются в рациональном порядке. В неполной семье ребенок в большей степени осваивает механизмы психологической защиты в решении проблем (то есть избежать их, а не решить их).

Часто в конфликтах один из родителей может прийти к ясному осознанию своей неправоты. Значительно легче в этой отношении пойти на уступки своему супругу, нежели своему ребенку. В силу только этой особенности некоторые внутрисемейные конфликты (с разведенными родителями) могут длиться очень долго.

Другой (отдаленный) родитель продолжает оставаться для ребенком авторитетом. Поэтому время от времени он может ссылаться на него ("А вот папа говорит…"), чем вызывать приступы гнева со стороны наличного родителя. Это гнев может спровоцировать много обидных слов, таких как "Вот и уходи вообще к нему жить!"

Наличие брата или сестры может совсем запутать сложные внутрисемейные отношения. Так или иначе может выясниться, например, что один ребенок в большей степени тяготеет к одному родителю, другой — к другому. В результате могут складываться коалиции.

Если имеется более одного ребенка, важно, чтобы отец виделся с каждым отдельно и так организовывать посещения, чтобы он находил время заниматься с каждым из них отдельно и соответственно возрасту. Это сделало бы возможным некоторое "нарцисстическое уравновешивание" и могло бы также приносить (старшим детям) облегчение, особенно если они имеют возможность говорить иногда о своих обидах и проблемах.

Воспитательные действия родителей в любой семье сопровождаются субъективистскими интенциями. Возможно, одному из родителей может прийти в голову, что его ребенок — прирожденный великий пианист. Если в семье имеется другой родитель, то с высокой долей вероятностью он выступит критиком идеи отдать ребенка в музыкальную школу (вместо этого он может предложить, например, записать ребенка в спортивную секцию). Без взаимной критики воспитание становится сильно уязвимым по отношению к системе ценностей одного из родителей.

Родитель, оставшись наедине с ребенком (детьми), может переносить на них свои взрослые проблемы. Раньше, например, этот родитель мог со своим супругом обсудить проблемы на работе. Теперь эти жалобы вынуждены слушать дети, что тоже может наложить отпечаток на их мировосприятие.

Многие родители слишком остро переживают свою разведенность. Их переживания носят характер разочарования в людях, а также собственной неудачливости. Если проблемы в личной жизни сопровождаются проблемами на работе, в других сферах, то самооценка родителя может пострадать совсем сильно. С одной стороны, он может начать вымещать на детях свою "неудачливость". С другой стороны, может заразить их комплексом неполноценности.

Другая проблема может состоять в том, что наличный родитель может заразить детей ненавистью к другому родителю. Эта ненависть может сильно сказаться на формировании характера. Если отсутствующий родитель — отец, то может сложиться ненависть вообще к мужчинам. Если родитель — трудоголик (например), то соответственно к трудоголикам. И так далее.

Влияние развода родителей на детей

Литература

Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М., 1995.

См. также

Воспитание детей

RSS     azps@azps.ru 

Возрастные особенности реагирования детей на развод
Автор: http://www.knigi-psychologia.com/   
05 Июня 2012
становится все более обычным явлением в нашем обществе. И при том, что у всех семей разные истории, если вы спросите людей, переживших , о том, как он повлиял на их жизнь, вы увидите, что многие будут вторить друг другу: «Вот-вот, точно так же было и со мной; я испытывал (испытывала) то же самое!»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ —

Дело в том, что развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети, хотя в разном возрасте они реагируют на ситуацию развода по-разному.

Если ребенку до полугода
, он практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя через несколько дней при условии внимания со стороны других родственников, особенно матери.

Ввозрасте от полугода до полутора лет интуитивно чувствует, что его бросили, но понять ситуацию пока не в силах. Из-за этого у него может возникнуть психологический дискомфорт, резкие смены настроения, он начинает чаще болеть. Самое частое явление — возникновение аллергии, нейродермита, диатеза, даже ложного крупа. Однако если отец больше не появляется в доме, малыш его забывает.

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети в дальнейшем могут отставать в развитии.

Как сгладить негативные последствия развода. Дети нуждаются в близости с родными людьми и стабильности. Постарайтесь сохранить режим, который был в жизни ребенка до развода родителей, особенно это касается питания и сна. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводите с ним больше времени, чем  обычно, чаще берите его на руки, обеспечивая тем самым физический контакт. Примите помощь друзей и родственников, чтобы иметь возможность хотя бы иногда отдыхать, сохраняя силы для общения с ребенком.

В возрасте от 18 месяцев до 3 лет
эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Поэтому дети этого возраста переживают развод родителей  очень тяжело, им трудно принять сам факт расставания близких людей.

Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Некоторые , стараясь привлечь к себе внимание, начинают чаще плакать и капризничать. Другие, держа тревогу и стресс в себе, выражают их через навязчивые движения и «плохие привычки» (сосут палец, грызут ногти и пр.)  Нередко возникают проблемы со сном, страх одиночества и т.п.

Как сгладить негативные последствия развода. По возможности, родители должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить ребенку стабильный режим дня. Необходимо уделять ребенку больше времени и внимания (читать вслух книжки, делать что-то вместе с ним). Если ребенок уже достаточно большой, можно пытаться обсудить с ним его чувства.

В период от 3 до 6 лет ребенок интенсивно растет и развивается, он уже многое понимает, впитывает новое, стремится быть похожим на родителей. В это время их развод вызывает у него сильное душевное потрясение. Малыш склонен считать себя виновным, и делает все, чтобы исправить ситуацию. Дошкольники еще не понимают всей сути понятия  «развод», но не хотят, чтобы родители расставались, даже если их отношения далеки от идеальных. Разрушение семьи и потеря привычного ощущения дома могут привести к возникновению у детей разнообразных страхов (особенно темноты и одиночества), бессоннице, повышению общего уровня тревожности и неуверенности в себе.

Взрослым необходимо помнить, что в этом возрасте дети часто воспринимают поведение родителей как образец для подражания, поэтому надо стремиться вести себя как можно более достойно — даже решаясь на развод.

Как сгладить негативные последствия развода. Конечно, замечательно, если родителям удается развестись без ссор, скандалов и взаимных упреков, сохранив при этом нормальные человеческие отношения  («раз не сложилось, расстанемся друзьями»). Такой вариант развода меньше травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. В любом случае дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства.

Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.

Это может быть бабушка или дедушка, тетя или дядя — любой человек, которому он  доверяет, и который может смотреть на происходящее более-менее объективно, не настраивая ребенка против одного из родителей. Если ребенку трудно говорить о своих чувствах прямо, можно читать и обсуждать с ним книги, герои которых переживают аналогичные ситуации. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Для этого необходимо составить четкий график и придерживаться его.

У ребенка 6—9  лет утрата одного из родителей может вызвать продолжительную . Он растерян, чувствует себя беззащитным, испытывает постоянную тревогу, ведет себя нервозно. В результате стресса у детей часто возникают проблемы со здоровьем, их мучают желудочные и головные боли. В школе начинаются проблемы с успеваемостью и дисциплиной, дома ребенок становится агрессивным и непокорным, может начать грубить, обманывать, настраивать родителей друг против друга, требовать от них подарков. К родителю, ушедшему из семьи, дети нередко испытывают ненависть, а к родителю, с которым они живут, привязываются. Однако иногда агрессия может распространяться и на этого родителя.

В 9—10 лет дети, у которых распались семьи, часто вообще перестают доверять взрослым и начинают искать поддержку у сверстников. Мальчиков этого возраста покидает их обычная самоуверенность. Обычно они  стремятся к близости с отцом, но их отношение к «воскресному родителю» нередко становится корыстным.

Как сгладить негативные последствия развода. Прежде всего необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросил, любит его по-прежнему. Очень важно, чтобы ребенок понял, что он не виноват в сложившейся ситуации. В то же время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и должны доносить до него мысль о том, что развод был их общим решением. Очень полезно разработать четкий график посещений и придерживаться его, так как больше всего пользы в стрессовый период дает ощущение стабильности, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. В этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, посещать различные секции и кружки, так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

В возрасте от 11 до 16 лет мальчики в большинстве случаев испытывают негативные чувства к отцу и сильно привязываются к матери. Но если у нее появится партнер, ревнивый сын ей этого не простит. У девочек же в отношении  к матери появляются критические нотки: «Растолстела, за собой не следит, понятно, почему отец ушел к молодой и красивой». Порой они даже склонны восхищаться его новой подругой.

Как сгладить негативные последствия развода. Говорите с ребенком о своих и его чувствах и переживаниях. Советуйтесь с ним по разным семейным вопросам. Пройдет время, и он сам оценит все происходящее, дайте ему эту возможность, не навязывая свое видение происходящего.

Даже взрослые уже по сути люди, которым больше 16 лет, не хотят развода родителей. Конечно, им легче пережить этот факт,  потому что они способны увидеть и понять причины происходящего, однако чувства все равно бьют тревогу — родители разводятся, значит, что-то важное сломалось в этом мире, что-то не так в жизни. Развод родителей всегда ставит ребенка под удар, так как показывает его беззащитность, особенно если взрослые начинают использовать его в своей вражде как оружие.

Расставание с одним из родителей переживают дети обоего пола, но на их психике это отражается по-разному.

Выросшая без отца рискует построить свою семейную жизнь по маминому образцу. Одной из причин этого является отсутствие в ее жизни примера гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Кроме того, если мама не скрывает от дочери своей обиды на отца и подробно рассказывает ей о своих претензиях к нему, то велика вероятность того, что в представлении девочки все мужчины будут мерзавцами. От этого появляется страх и недоверие к мужскому полу. Но в то же время детский опыт переживания развода родителей может помочь девочке стать сильнее, осмотрительнее и самостоятельнее. Это возможно только в том случае, если мать не критикует отца, каким бы он ни был, а учит дочку воспринимать мужчин такими; какие они есть, с их силой и слабостью, не идеализируя, но и не умаляя мужских достоинств.

Тогда дочка вырастет сильной женщиной, способной создать нормальную семью.

тяжелее переживают уход отца, хотя психологически они крепче привязаны к матери. Их проблема состоит в том, что они чувствуют себя ущербными и обделенными любовью, что сказывается на их характере. Ребенок может стать упрямым, неуступчивым и даже подозрительным: в каждом человеке он видит потенциального предателя. Чтобы этого не случилось, матери не следует говорить об отце плохо. Ей нужно окружить ребенка заботой и любовью, чтобы он был счастлив несмотря ни на что. Мальчик должен быть уверен в том, что его любят. Если мать научится сдерживать свои отрицательные эмоции и будет говорить о бывшем муже уважительно, ее сын вырастет сильным и ответственным человеком. Ситуация пойдет ему на пользу: поняв, что он единственный мужчина в доме, мальчик будет стараться помогать матери и возьмет на себя часть мужских обязанностей.

Из всего этого следует, что уж если вы развелись, то по крайней мере, из этой ситуации надо извлечь максимум пользы: для ребенка лучше воображаемый образ сильного и благородного отца при уверенной и спокойной маме, чем реальный пьяный или безвольный отец и вечно расстроенная, нервная мать.

.

Иллюстрации с сайта: . 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *